Вторник, 01.10.2024, 16:30

Увлечения и сновидения

Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Цитаты из А.Менегетти

Жизнь - это удовольствие. Часть 2 (5-8).

Цитаты из книги "Проект <Человек>" А.Менегетти.

5. Семантика-призрак

       Часто мы допускаем ошибку, продолжая жить воспоминаниями.
       Рассмотрим пример. Умирает близкий (брат, любимый, друг), тот человек, которого мы действительно любим, к которому мы сильно привязаны и видим в нем смысл своей жизни. Или возьмем, например, случай, когда мы познакомились с человеком, который вначале проявлял к нам доброту и благородство, но затем, полностью изменился, превратившись в свою полную противоположность: на смену благородству приходит коварство, правдивость сменяется ложью. Эти два случая, когда человек умер и когда он так изменился, схожи, так как смерть и кардинальное изменение представляют собой по сути одно и то же явление: и в том и в другом случае вначале что-то существовало, но больше этого нет. Предположим, что однажды существовал чистый родник, где можно было утолить жажду, а теперь на этом месте родника больше нет, или вода в нем больше непригодна для питья.
       Такое происходит часто, несмотря на то, что мы знаем, что этот человек умер или изменился, в душе — в этом столь восприимчивом психологическом единстве, подобно ампутированному органу, который продолжает болеть, — сохраняется призрачный образ. Того человека больше нет, но что-то внутри нас продолжает любить, вспоминать его, вы испытываете нежность к нему, у вас перед глазами стоит образ этого человека, он волнует вас, заставляет плакать.

       Примем на мгновение бесстрастную точку зрения Ин-се: то, что есть, то существует, а того, чего нет, то не существует.
       Человек сохраняет внутри образ в виде открытой инвестиции, но когда ассоциации, вызванные определенными объектами, пробуждают воспоминания, это воспоминания о человеке, которого уже нет, или который изменился и уже не тот, что был раньше. Устанавливая контакт и постоянно поддерживая связь с внутренним образом (речь идет всегда о глубоко личных ностальгических воспоминаниях), индивид входит в область патологии, так как на самом деле он общается с пустотой.
       Каким бы ни был семантический призрак, хочется отметить, что, в любом случае, он неизбежно ведет к регрессу.
       Когда человек видит во сне того умершего или изменившегося, эта информация из зоны бессознательного указывает на то, что этот человек сохраняет с ним активную связь, так как он его любит.

       Даже, когда мы объективно понимаем, что человека больше нет, или он кардинально изменился, мы рьяно охраняем его образ, хотя, если посмотреть на эту ситуацию беспристрастно, с учетом реально имеющихся данных, то становится очевидна ее иллюзорность.
       Часто, даже если человек утверждает, что больше не видится с этим человеком, в душе он все же продолжает предаваться ностальгическим воспоминаниям, переживая их внутри. Проблема заключается в том, что в этих фантазиях психика человека продолжает работать, но работа эта совершается вхолостую. И тогда сновидение показывает, что человек идет по смертоносному для себя пути.
       Иногда, ради собственного удобства, индивид говорит, что другой причиняет ему вред, но в реальности это наше к нему отношение ошибочно. Только modus operandi (лат."образ действия") самого субъекта определяет быть или не быть тому, что с ним происходит.

Любовные увлечения преходящи, но разум способен уловить то, что действительно является высшим актом всех вещей, где все достигает конечной точки. И потому разум должен уничтожить эту ориентацию на другого человека, которая в реальности ведет к патологии. Именно такой смысл кроется в словах Иисуса Христа. «Если же рука твоя соблазняет тебя, отсеки ее...». Этим он хотел сказать, что необходимо отсечь те чувства, следствием которых становится болезнь, то вложение себя во внешний объект, которое ведет к патологии. И тогда, путь ведет в Царствие Небесное, царство бытия и знания.

Нельзя быть слугою двух господ: либо ты живешь разумом, отсекая советы сердца, либо ты приносишь себя в жертву сердцу. В этом нет морали, но становится совершенно очевидным тот факт, что, сохраняя ошибку в нашей психической деятельности, мы оказываемся неспособными к объективности в исторических свершениях, и тем более в психотерапевтическом анализе. Для его проведения требуется точный интерпретатор, в противном случае онтопсихология не даст результата.

Например, если на прием к психотерапевту приходит достопочтенная представительница буржуазного общества, и он тотчас же на основе этого факта делает вывод о том, что она славная женщина, его ментальная установка уже ошибочна, так как он оказывается в плену у стереотипа хорошего воспитания, а психотерапевт должен придерживаться научного подхода, который предполагает трезвое и беспристрастное отношение к объекту исследования. Он должен понять, имеет место какой-либо факт или нет. Этого требует его роль. На прием может придти и человек, страдающий от депрессии, и преступник. И в любом случае психотерапевт должен придерживаться беспристрастной позиции, нулевой точки оценочной шкалы, руководствуясь единственным принципом: имеет место что-либо или же нет.

Во время сеанса консультирования необходимо отвлечься от всего того, что составляет декорацию постановки, нужно постоянно сохранять эту нулевую позицию, которую можно сравнить с позицией химика: ему безразлично, чью мочу он исследует — английской принцессы или простого человека. Необходимо держаться этой нулевой точки, ум должен всегда быть беспристрастным и безупречным, так как для психотерапевта не существует добра и зла, он не оценивает достоинства и не судит, а лишь фиксирует различия. С того момента, как психотерапевт получил информацию о бытии или небытии того, кто находится перед ним, он может вести игру по своим правилам, соблюдая рамки необходимой воспитанности. В противном случае, он рискует забыть и то, что знает сам, и то, в каких источниках рассматривается вопрос, с которым он столкнулся.

       Допустим, что человек не видит определенный объект по причине комплексуального тематического отбора, вследствие которого ум оставляет без внимания и данный объект, и все с ним схожее. В результате субъект не увидит ничего, что может каким-либо образом ассоциироваться с этим объектом. Не позволяя себе видеть нечто специфическое, субъект устраняет из общей картины все то, к чему оно отсылает — будь то в объективной данности или же в техническом инструментарии анализа, проводимого данным субъектом.

6. Сила воли

Все определяется силой воли, но в жизни одной силы воли оказывается недостаточно, нужен еще и ум. Я всегда говорю не о силе воли, а об интенциональности. Если сила воли применяется с умом, она прекрасна, но в сочетании с не самым разумным поведением она ведет к саморазрушению. Силой воли обладает как школьник, который не хочет учиться, так и тот, кто демонстрирует свой ум. Даже для того, чтобы оставаться глупым, нужна сила воли. Главное — знать нужное направление, функциональную, ведущую к победе цель. Выбрав такую цель, человек может применить всю свою силу воли для ее достижения. «Воля» означает «волеизъявляющее действие».

Отсюда следует, что одного осознания цели недостаточно, как недостаточно и одной силы воли. Определив свою функциональную цель, нужно еще захотеть достигнуть ее, решиться на проявление воли. В противном случае, знание останется лишь агрессивным или рациональным алиби.

7. Бдительность «Я»

Три технических приема позволяют поддерживать бдительность собственного «Я».

       Разговаривая с кем-то или находясь в чьем-то обществе, необходимо всегда концентрировать свое сознание и внимание на определенной части своего тела (нос, руки, волосы и т.д.), одежды или аксессуара (часы, кольцо, обувь и т.д.), ни на миг не отвлекаясь. Это подобно поддержанию постоянной ориентации на самих себя.
       Не следует влезать в чужие дела. Это обнаруживается в сновидении, когда человек видит ситуации, не имеющие никакого отношения к его реальности. Подобные ситуации обрисовывают реальность другого человека или другого семейства, чью проблематику он воспринял как свою. Необходимо решительно отметать все то, что вас не касается, поскольку это наносит ущерб витальности «Я».
       Никогда, даже с друзьями, нельзя разговаривать и шутить через силу. Принуждать себя — значит растрачивать собственную витальность в ситуациях, не ведущих к росту. Как только исчезает внутреннее желание, необходимо тотчас уклониться от дальнейшего участия в этом общении. Если вы не можете удалиться физически, в силу определенных обязательств, вынуждающих вас остаться, можно создать видимость соучастия при внутренней отрешенности, поскольку вовлечение приведет к регрессу и потере самого себя.

8. Правила сохранения и развития удовольствия

8.1. Осмотрительность в удовольствии

       Удовольствие представляет собой момент возвышенный и прекрасный, но необходимо уметь его переживать и координировать, так как для большинства людей в нем кроется возможность ошибки.
       Когда человеку плохо, он чувствует «недостаток удовольствия», его охватывает страстное желание получить удовольствие. Но когда он, напротив, достигает определенного уровня здоровья, и все его импульсы подтверждают, что все в порядке, человек начинает думать, что мир ему друг и желать больше нечего. Он проецирует вовне свою здоровую эйфорию и достигнутое благополучие. Это опасный момент для субъекта, который я называю «мышиной порой» — мышей привлекает изобилие, они никогда не пойдут в пустой амбар, только в полный. Точно так же некоторые индивиды сближаются с личностью в период ее наивысшего расцвета и «пожирают» ее. В такой момент личность в расцвете своего благополучия теряет обретенную наполненность.
       Причина этих потерь — неосмотрительность субъекта, недостаток ответственности за свою полноценную форму и собственное благо. Состояние наивной эйфории — это начало растрачивания самих себя, а не капиталовложение своей жизненной наполненности, которой требуется своя история и реализация.

8.2. Сознание силы и ее вложение

Многие люди знают себя только с негативной стороны, то есть знают себя либо в боли и страдании, либо такими, какими они приходят к порогу позитивности, но о своей истинной силе они не ведают. Достигнув устойчивого позитивного состояния, обеспечивающего креативность, человек открывает для себя другую жизнь, которая предполагает большую власть в отношениях с другими и также большую экономическую свободу.

Зачастую в своем сознании мы руководствуемся весьма распространенным стереотипом: все идет хорошо, если ты здоров и нет никаких внешних опасностей, которые бы угрожали достигнутому позитивному состоянию. На самом деле благополучие — это только основа, опираясь на которую можно добиться удивительной эффективности данного человеку потенциала. У человека есть потенциал, но он его не реализует, потому что — по достижении определенного уровня собственного благополучия — он останавливается на замкнутом цикле заведенного порядка, в соответствии с правилом «все так живут». Тогда как, напротив, необходимо постараться и совершить продвинутое вложение самого себя.

Если человек не находит тех людей, с которыми он мог бы поговорить и выразить свою жизненную наполненность, ему следует самому стать «генератором». Естественно, это предполагает духовную «сегрегацию», то есть отказ от бесполезных отношений и применение логики вложения в области наиболее важного амбициозного стремления.

Мы должны начать воспринимать жизнь и самих себя как инструмент власти в окружающей нас среде: личностный и общественный уровень повышается в зависимости от того, может ли человек на нем удержаться.

Я вспоминаю историю одного архитектора, у которого поначалу было множество проблем, успешно решенных с помощью онтопсихологической методики. Сейчас он предпочитает вместо ординарных построек проектировать действительно нечто исключительное, что наряду с общественной функциональностью поражает высочайшими архитектурными достоинствами. Скромный строитель коттеджей превратился в человека, способного стать лидером в своей области.

8.3. Этика профессионала

       Глубинная этика высококлассного профессионала заключается в достижении совершенства в своей работе, во взаимоотношениях с окружающими: коллегами, клиентами, что предполагает использование всего как инструмента для усиления и проявления внутреннего роста.
       Начинать надо с мелочей, с тех горизонтов, в которых мы существуем. Нельзя претендовать на то, чтобы немедленно постичь звездный мир: следует начать с того, чтобы суметь очистить собственный хлев, обеспечить в нем тепло, порядок, позаботиться о пище, воде, сене и соломе и т.д. Всему свое время. В сущности, важна не внешняя цель, важен процесс реализации.

Сама природа уже совершенна, и она дает возможность стать совершенными и нам. Следовательно, как в своей профессиональной деятельности, так и в повседневных отношениях, мы должны постоянно стремиться к тому, чтобы улучшать самих себя и все то, чем мы располагаем, ибо, когда мы совершенствуем свои вещи, они перерождают нас, открывая перед нами высшие горизонты. Когда человек помогает окружающим вещам, они помогают ему; в то время как ты создаешь нечто, оно создает тебя — это метаболическое отношение, в котором субъект осуществляет определенные вещи, а они осуществляют его личность.

Психотерапия — это всегда момент верификации, в котором сновидения показывают, что можно изменить для достижения максимальной эффективности в развитии личности более высокого уровня, в том числе и в плане настоящего профессионализма. Таким образом, речь идет о внутренней подготовке, которая происходит путем оптимального соблюдения своих интересов ради личной удовлетворенности.

От постепенного совершения незначительных шагов мы приближаемся к горным уступам, ведущим к вершине.

8.4. Спящий учитель

Есть люди, которые достигают определенной точки в своем развитии и затем останавливаются, вращаясь в рамках обыденного стереотипа и демонстрируя несоответствие своему реальному потенциалу. В силу этого они не реализуют себя, не раскрывают свой потенциал зачастую из-за страха продемонстрировать себе собственную несостоятельность. Им не хватает последовательной связи со своей глубинной реальностью. Все это, безусловно, не является каким-то злом, поскольку каждый человек сам выбирает, как ему жить, но если он одарен больше других, если природа была к нему щедра, тогда нужно бросать себе вызов, решительно сделать ставку на самого себя.

Этот потенциал жизни, единственным хозяином, единственной «почвой» которого является субъект, не может проявиться без его участия, а субъект, в свою очередь, не может быть заменен другими людьми.

Если человек пренебрегает пространством собственных возможностей, собственного величия, оно перерастет в патологию. Именно индивид причиняет горести и создает трудности своему богу-гиганту, этому богу-ребенку, который хочет родиться. Он ходит вокруг да около этого потенциала, выдумывая, пусть и с наилучшими побуждениями, тысячи поводов для опасений. Следовательно, ему необходимо со всем смирением начать проявлять отвагу, бросая вызов. Он должен без страха и внутреннего сарказма суметь совершить прорыв за горизонт, пройдя по лезвию бритвы, и начать создавать «единое целое» с тем, что чувства подсказывают ему совершить.

Естественно, человек должен взять на себя всю ответственность, покинуть замки уже прошедшего детства и действовать последовательно и сознательно. Ведь есть только он, за ним — никого. Или он останется марионеткой, как многие другие, или — если сумеет справиться — окажется среди богов. «Умение справиться» означает, что технически человек должен рационально и осмотрительно скоординировать имеющиеся у него небольшие средства и начать вкладывать их в прибыль своей личности.

Если фокусироваться на ядре собственного разума и использовать все каналы познания, данные нам природой, невозможно совершить ошибку. Чужого совета спросить можно, но решать нужно самостоятельно. На этой стадии игра возобновляется, потому что хоть базовый проект развития человека (Ин-се) и не ошибается, но ему в распоряжение нужны все технологии. Когда Ин-се начинает подталкивать человека, это свидетельствует о возможности успеха. Однако надо суметь дать рождение Ин-се, для того чтобы оно завоевывало все более обширные психологические пространства, пространства ценности, генерирующие новые ценности, чтобы оно внесло свой вклад в Бытие.

В этот момент человек вступает в другую игру, которая называется «экспансия» и представляет истинную радость для всех творческих людей. Когда человек в своих формализациях начинает открывать свет сокровенных тайн жизни, все в нем (манера действовать, одеваться, смотреть, его кожа) становится онтической семантикой. В маленьком человеке ощущается дыхание Бытия. Это приносит власть и удовлетворение, и человек начинает понимать, что наше существование имеет огромный смысл, и оказывается в эпицентре раскрытых причин, реализованных возможностей.

Необходимо пробудить своего «внутреннего учителя», поскольку «внешний учитель» существует для того, чтобы провоцировать и возбуждать. Я сам являюсь только техническим посредником, умеющим распознавать внутреннего учителя и понимать, чего он хочет и что ему нужно. Речь не идет о том, чтобы искать себе учителя в философии или религии, нужно лишь дать пробудиться тому наставнику, который дремлет в каждом из нас.


Читать дальше:   Продолжение. Часть 3.




Категория: Цитаты из А.Менегетти | Добавил: kava (04.11.2010)
Просмотров: 1099 | Рейтинг: 0.0/0