Вторник, 01.10.2024, 16:24

Увлечения и сновидения

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Цитаты из А.Менегетти

Собеседование при трудоустройстве. Часть 1

Цитаты из лекции Памела Бернабей

Прежде всего, хотелось бы сделать акцент на следующем: чтобы найти работу, необходимо обладать определенной forma mentis (от лат. склад ума, образ мышления). Сколькими бы знаниями ни владел человек, они ему не помогут, если он не обладает соответствующим разумным подходом в «предложении» их на рынке. То же самое справедливо для работодателя: лучше принять на работу чуть менее подготовленного человека с правильной forma mentis, чем того, кто при всех своих знаниях имеет ошибочное отношение к миру работы.

Forma mentis молодого человека, вступающего в мир работы, должно быть присуще постоянное осознание того, что он — всего лишь «возможность», а не «история», в противоположность предприятию или его руководителю, который уже доказал, что способен строить, создавать историю. Сколькими бы дипломами и научными званиями вы ни обладали, сколькими бы языками ни владели, как бы хорошо вы ни знали компьютер, как бы ни умели красиво говорить и быстро обучаться, все это так и останется мертвым грузом, если вы не имеете вышеописанной forma mentis. Для руководителя предприятия лучше приостановить проект или работу отдела, чем поручить его человеку с ошибочным отношением. Это может быть разочарованное, претенциозное (возможно, именно из-за того, что он так много всего знает), бюрократическое, халатное отношение. Приведу пример, как с позиции молодого человека, находящегося в поисках работы, так и с позиции предпринимателя, набирающего персонал.

Пример 1.
Молодой человек, примерно 24-25 лет, высшее образование, множество специальностей и оконченных курсов, в совершенстве владеет 4-5 языками, и устно, и письменно, прекрасно разбирается в компьютерах, умеет держать себя на публике, неоднократно бывал за границей. Он хочет устроиться на работу в некую компанию и, более того, даже предлагает идею реализации собственного проекта. Это компания, которая находится на рынке более тридцати лет, постоянно развивается и не испытывает и намека на кризис. Работа в ней — прекрасное начало карьеры, возможность для роста, и попасть в нее отнюдь не просто. Президент компании, ознакомившись с идеей, находит ее интересной, хотя и считает необходимым придать ей иную форму. И это уже немало.
Следующий этап: с молодым человеком пытаются связаться для того, чтобы предложить ему переработать свою идею в новом направлении. У него включен автоответчик (уже это само по себе является ошибкой: если мы предложили свою кандидатуру, следует ждать обратной связи — какой бы она ни была, позитивной или негативной). Ему оставляют сообщение с просьбой перезвонить. Он отвечает по электронной почте: Уважаемый. .. Я получил Ваше сообщение, но было уже слишком поздно, чтобы звонить. Завтра я буду занят весь день. Мы могли бы созвониться в пятницу с 12 до 18. Ошибочный ответ: он упустил свой шанс, и все из-за того, что ему присуща ошибочная forma mentis: «возможность» не может позволить себе назначать время для звонка утвердившейся «истории действия», по той простой причине, что они находятся на разных уровнях. Он еще ни шага не сделал самостоятельно, а претендует на то, чтобы назначать время тому, кто прошел тысячи километров пути? Это кажется немыслимым, но именно так все случилось в действительности. Еще более поражает то, что когда я в процессе консультирования приводила этот пример другим молодым людям, чтобы объяснить, что такое ошибочная forma mentis, двое из пяти заявляли, что им такое поведение кажется правильным.

Многие молодые люди входят в мир работы, воспринимая себя на одном с ним уровне, притом, что еще ничем этого не доказали. Ты убежден, что умеешь работать? Так докажи это! Другие молодые люди, особенно если они знали, о какой компании шла речь в примере, говорили, что они бы и в пустыне Сахаре нашли способ связаться с ней: я здесь, я готов, когда я могу перезвонить? Может быть, они не обладают столькими знаниями, но у них правильная forma mentis, они правильно себя предлагают. Лидер, прежде всего, должен уметь служить. Молодой человек из примера никогда не сможет быть лидером, пока не изменит свою forma mentis.

Пример 2.
Рассмотрим теперь с позиции работодателя пример другой ситуации, также иллюстрирующей важность forma mentis. Зачастую я констатирую на предприятиях ситуацию, когда руководство не увольняет нефункциональных сотрудников, тех, кто владеет техническими навыками, но обладает ошибочным способом выстраивания отношений — даже с самим работодателем. В большинстве случаев это оправдывают сложностями поиска замены для конкретного сотрудника. Однако в результате у сотрудника появляется ощущение собственной незаменимости, что является одной из самых разрушительных для предприятия ситуаций. Лучше отказаться от определенного проекта или закрыть отдел, чем оставлять на работе подобного сотрудника. Ущерб, который способна причинить ошибочная forma mentis, намного превосходит конкретные потери от простоя оборудования или неэксплуатируемого отдела или здания. Точно так же затраты на обучение человека с невысокой технической подготовкой, но обладающего правильной forma mentis, не идут ни в какое сравнение с теми проблемами, которые создает человек с ошибочной forma mentis и прекрасной технической подготовкой. Именно личность сотрудника определяет успех или неуспех предприятия. Ни один сотрудник или подчиненный не должен считать себя незаменимым. Заменить можно кого угодно.

Рассмотрим процесс подбора персонала как с точки зрения соискателя работы, так и с точки зрения собеседующего. Собеседование — самый деликатный этап в процессе создания человеческой структуры предприятия. Во время собеседования необходимо оптимальным образом скоординировать целый ряд зачастую противоречивых факторов, действуя в условиях неопределенности.

Не менее важна целесообразность современной программы подбора персонала на индивидуальном уровне: при первом контакте формируется впечатление, весьма сложно поддающееся корректировке в дальнейшем. Это может исказить позицию сторон по отношению друг к другу, спровоцировать в действиях предприятия всевозможные ошибки, а для сотрудника чревато принятием неверных решений и началом новой работы в невыгодных условиях.

Собеседование

Дождавшись приглашения на собеседование, вы должны будете подготовиться к тому, чтобы за час, а быть может, и меньше, использовать свой шанс. Зачастую на собеседовании действует такое множество переменных, что положительный или отрицательный исход определяется вовсе не качеством требуемых знаний, а тысячей других факторов. Существует большое число разнообразных методик, предназначенных для отбора персонала. Собеседование — это венец отборочных испытаний, момент «истины», когда соискатели оцениваются в целом, с учетом всех их знаний и умений, личностных особенностей и присущего им стиля выстраивания отношений. Помимо всего прочего, собеседование — процесс непредсказуемый, как по своему развитию, так и по результату: каждый из нас воспринимает реальность сквозь призму собственных схем, мнений и предрассудков, что с особой силой проявляется в столь субъективной операции, как оценка других. Таким образом, во время отборочного собеседования мы должны учитывать: то, что, как нам кажется, мы сообщаем и выражаем, и то, что будет воспринято нашим собеседником — это необязательно одно и то же. Зачастую кандидат покидает собеседование в твердой убежденности, что произвел впечатление приятного в общении экстраверта, в то время как специалист делает в своих записях пометку «поверхностен, наивен, непостоянен», либо при уверенности кандидата в том, что он предстал как серьезная и уравновешенная личность, специалист по подбору персонала характеризует его как ригидного интроверта (к счастью, наблюдаются и обратные ситуации).

Необходимо обратить внимание на следующее: советы, которые приводятся ниже, пригодны для собеседования любого типа, однако избираемый тип поведения должен зависеть от того, в какой ситуации вы находитесь:
1) у вас нет работы и вы пытаетесь ее найти или вы уже работаете и рассматриваете другие варианты, чтобы зарабатывать больше или получать больше удовлетворения от работы;
2) «соотношение сил» между вами и вашими соперниками: как вам кажется, находитесь ли вы, претендуя на данную конкретную позицию, в выигрышном положении, где-то посередине или далеко позади по сравнению с фаворитами?

Речь идет об использовании выигрышной тактики, выбор которой фундаментален, как и в любых соревнованиях: если ваш опыт и послужной список, а также некоторые сигналы со стороны предприятия позволяют вам думать, что вы в числе фаворитов, то главное для вас — не ошибиться, не идти на риск, четко и уверенно отыграть свою роль, не позволяя себе никакой импровизации (совершенство нормы). Если же, наоборот, вы понимаете, что находитесь в невыгодном положении (например, ваше образование не соответствует требуемому, или у вас нет необходимого опыта работы, или ваш послужной список объективно оставляет желать лучшего), вы не можете ограничиться хорошим выполнением программы минимум во время собеседования: вам придется что-то изобрести, пойти на больший риск, чтобы вас заметили и начали серьезно рассматривать вашу кандидатуру. Здесь вам терять все равно нечего. Итак, нижеприведенные правила следует интерпретировать следующим образом: ситуации, позволяющие вам выйти «за рамки схем», как в плане отношений с интервьюером, так и с точки зрения того, как вы о себе заявляете, могут обернуться неоправданным риском или счастливыми возможностями в зависимости от вашего положения в «хит-параде» кандидатов.

Виды собеседований

Вид собеседования зависит от типа интервьюера, которых выделяют пять.

1). Специалист по кадрам

Существует два типа специалистов по кадрам: молодой карьерист и старый дока, которым может оказаться, в том числе, и директор по персоналу: все зависит от размеров компании и от случая. При этом вести себя с представителями этих двух типов следует по-разному.
Молодой специалист по кадрам — это, как правило, большой энтузиаст, обожающий свою компанию, полный любопытства и оптимизма и в то же время несколько важничающий. Будучи практически его ровесником, вы понравитесь ему, если он увидит в вас того, кто на него похож, но не превосходит его. В самом деле, в отсутствие серьезного жизненного опыта он по большей части использует в качестве критерия сравнение с самим собой.
Старый дока, в отличие от него, зачастую циничен и насмешлив: он растерял свой энтузиазм в водовороте тысяч разочарований. Его уже не развлекает процедура отбора: он стремится не тратить лишних усилий и действовать наверняка, любит изрекать умные суждения и ненавидит, когда ему противоречат. Естественно, у него прекрасное чутье, и он весьма редко ошибается в своем первом впечатлении. Встретившись с ним, необходимо подчеркивать его важность, не оставаясь в то же время пассивным: продемонстрировать незаурядный характер, приправленный определенной толикой здравого смысла и чувства уважения. Если молодой специалист ищет, прежде всего того, кто будет отстаивать интересы компании, то старый лис, вооруженный большей мудростью, высматривает цельную личность, направленность на работу, в общем, правильную forma mentis.

2). Линейный менеджер

Как правило, встреча с ним ожидает кандидата на втором собеседовании, и почти всегда это будущий начальник принимаемого на работу. Он чаще всего ничего не понимает в тонкостях подбора персонала и принимает решение на основе поверхностных впечатлений или собственных предрассудков. Он проверяет эмпатию, на которую можно будет рассчитывать в будущем. В сущности, во время собеседования он хочет убедиться в наличии у вас некоторых ключевых свойств, без которых вы «пропали»: вы должны быть хоть сколько-нибудь привлекательным человеком, или во всяком случае, не занудой, знать хотя бы азы того, что, по вашим заверениям, вы знаете в совершенстве, быть работягой, и может быть, даже умным, и обладать мотивированным и устойчивым интересом к соответствующей работе. Одним словом, вы должны быть человеком без углов. В сущности, он проверяет вашу forma mentis.

3). Техник

Это может быть разновидность II-го или собеседование следующего тура для проверки ваших способностей в определенной области. Если вы обладаете необходимой подготовкой, собеседование с техником будет для вас самым простым, однако доля риска все же присутствует: у каждого техника есть свои мании, навязчивые идеи, предрассудки в отношении чего-либо, и он готов загубить на корню карьеру того, кто отстаивает противоположные убеждения. Поэтому воздержитесь от однозначных суждений на спорные темы, пока не прозондируете ситуацию, то есть не сможете прочувствовать по его, зачастую наивным, вопросам, каково его мнение по данному поводу. Нередко молодые люди готовы отстаивать свои убеждения любой ценой. Собеседование — не подходящее место для диалектики. Во-первых, тем самым вы раскрываете глубоко личную часть самих себя, растрачивая ее понапрасну, во-вторых, вы должны свыкнуться с мыслью, что другие могут думать не так, как вы.

4). Неподготовленный интервьюер

Им может оказаться и 1, и 2, и 3-й: не удивляйтесь, если придя на собеседование, вы обнаружите, что ваш собеседник потерял ваше резюме и не имеет ни малейшего понятия о том, кто вы. Может статься, что директор по персоналу крупной мультинациональной корпорации вежливо пригласит вас присесть, предложит вам кофе и после нескольких секунд молчания обратится к вам с такими словами: «Прошу прощения, но не могли бы вы напомнить мне, кто вы и какова цель нашей встречи?» Так что всегда имейте при себе копию своего резюме и будьте готовы извлечь пользу из этого временного «провала в памяти» вашего собеседника, сохраняя максимальную вежливость. Его забывчивость может быть притворной уловкой, цель которой — посмотреть, как вы отреагируете и почувствуете ли вы себя после этого на одном с ним уровне, то есть сохраните ли вы (несмотря на его, казалось бы, неподготовленность) forrma mentis, в соответствии с которой вы, в любом случае, всего лишь возможность.

5). Собеседование за ужином

Самым невезучим предстоит опыт прохождения собеседования (разумеется, не первого тура) в ресторане. Такая система пользуется большой популярностью при приеме на руководящие должности, но иногда не без доли садизма применяется (чтобы не нарушать рабочее расписание или из желания совместить приятное с полезным) и при просмотре «неоперившихся» молодых людей. Если так случится с вами, это, несомненно, не станет умиротворяющим опытом, впрочем, если вы сами не будете усложнять себе жизнь, то выйдете из него целыми и невредимыми. Вам придется прибегнуть к гораздо более изощренным церемониям, чем на обычном собеседовании, и следить за тем, чтобы не увлекаться слишком ни едой, ни разговорами, в то же время не создавая образ чрезмерного спартанства и нервозности (хорошенькая картина: два испытующих глаза, буравящих вилку!). Сделайте выбор в пользу легкого, но не слишком «пустого» меню, которое не потребует от вас акробатических трюков при поедании; если речь идет об обеде в середине дня, не пейте вина, и по возможности старайтесь быть дружелюбными и как можно больше улыбаться.

Перед любым собеседованием полезно:

— Записать и как следует выучить, по крайней мере, три-четыре тезиса. При этом их последовательность неважна: иначе они будут восприниматься как заученный урок, кроме того, нередко бывает, что последовательность вопросов не соответствует вашей заготовке, и вы или теряетесь, или продолжаете отвечать в заученной вами последовательности вне зависимости от того, что именно у вас спрашивают! Это должны быть высказывания, отражающие базовую структуру вашего способа мышления и видения ситуации, остов, на который вы, в зависимости от ситуации, сможете нанизать все необходимое.
Существует ряд типичных вопросов, которые задаются всегда. Подготовленные вами ответы на такие вопросы не должны быть слишком подробными и повторяющимися — иначе вы будете выглядеть неестественно. Вы сможете «вернуться» к ним в сложный момент, создав прямо на месте зацепку, которая выведет вас на то, что вы хорошо знаете. Даже если ваш собеседник заметит, что вы «уходите в сторону», он, несомненно, оценит вашу попытку выйти из сложной ситуации. Кроме того, такие ответы продемонстрируют интервьюеру, что вы хоть о чем-то имеете четкие представления, а это уже немало.

— Прослушайте запись своего голоса. Лучше, конечно, не накануне собеседования: это вряд ли поможет, так как в 90% случаев в записи мы себе не нравимся. Желательно сделать это несколькими днями раньше — тогда у вас будет время на работу над своим голосом или, по крайней мере, создастся иллюзия каких-то изменений. Эту рекомендацию зачастую недооценивают. А ведь вполне возможно, что, прослушивая себя в записи, мы отметим характерные недочеты интонации, или тон голоса, который мы считали вежливым, на поверку окажется скорее холодным или даже раздраженным. В общем, преодолев момент первоначального замешательства, когда возникает желание больше никогда в жизни не слышать свой голос, можно приступить к работе по исправлению некоторых недостатков в течение трех-четырех дней.

— Не беспокойтесь, если вы немного нервничаете перед собеседованием: это нормально и неизбежно. Работодатели должны были бы всегда прибегать к услугам такого специалиста по подбору персонала, который умеет создавать на собеседовании комфортную для кандидатов и непринужденную атмосферу (вот уж воистину вымирающий вид!). Главное — не пускать все на самотек: улыбка и спокойное поведение будут свидетельствовать о том, что вы умеете справляться со стрессом; кроме того, всегда приятнее видеть рядом с собой коллегу с доброжелательным выражением лица.
Помимо всего прочего, напряжение — необходимый механизм реакции, позволяющий нам мобилизовать и максимально задействовать все наши ресурсы. Тот, кто перестает следить за собой и слишком расслабляется, утрачивает выдержку и часто начинает совершать ошибки.

— Время. Возможно, для молодых людей это не так, но для предпринимателя время — это деньги, а в некоторых случаях и немалые. Для молодого человека один час может соответствовать походу к парикмахеру, в кино, или в пиццерию с друзьями, или, предположим чтению книги, и подготовке к экзамену (в лучшем случае). Для предпринимателя один час равносилен росту или откату назад его предприятия. Важно незамедлительно усвоить этот взгляд на вещи. Зачастую сложность состоит именно в этом: необходимо изменить свой способ оценки времени. Молодой человек ломает голову над тем, почему все делается так поспешно (именно это наверняка озадачило молодого человека из ранее приводившегося примера, включившего автоответчик), а предприниматель заявляет, что чем раньше будет сделано дело, тем раньше будут результаты, а значит, заработок.
Так вот, молодой человек-возможность еще не понимает, какие именно результаты можно получить, его взгляд на вещи не позволяет ему это увидеть, он не имеет соответствующего конкретного опыта и потому не слишком дорожит временем. Проблема с отношением ко времени у молодых людей связана с тем, что изначально оно отмеряется расписанием лекций, тренировок, соревнований, экзаменов: все это — время усвоения и накапливания данных, и никакой спешки тут быть не может.

Однако начало работы подразумевает совершенно иной подход к управлению временем, и обычно у молодых людей уходит два-три года на то, чтобы это понять. Нужно реагировать мгновенно. «Я могу осуществить это за год» в реальности в большинстве случаев соответствует ситуации «я могу осуществить это за два-три месяца». Чем быстрее молодой человек усвоит эту forma mentis, тем быстрее он включится в подлинное жизненное соревнование. В мире работы «кто зевает, тот воду хлебает».

Правила успешного прохождения собеседования

Ниже приводятся некоторые правила для успешного прохождения собеседования; впрочем, необходимо отметить, что успешным может считаться такое собеседование, на котором вы не забили ни одного «гола» в свои «ворота» и наилучшим образом справились с ситуацией. Наоборот, нельзя назвать успешным собеседование, на котором вы преуспели в «блефе», утаив важные, хотя и невыигрышные подробности своей личной или профессиональной биографии. Блеф допустим лишь в том случае, если вы уверены в наличии у вас всех необходимых характеристик — тогда с его помощью можно увеличить собственные шансы на победу (небезызвестное понятие «dolus bonus», признаваемое даже законами торговли); но берегитесь, если вы решили симулировать необходимые для работы умения, которыми не обладаете: намного лучше упустить возможность, чем провалить ее. Кроме всего прочего, симуляция или откровенная ложь при встрече с профессионалом быстро выйдут наружу.

1) Произвести хорошее первое впечатление

«You never have a second chance to make a first impression» - У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление (англ.) — увы, такова горькая правда. Первое впечатление, которое вы произвели на собеседника, навсегда за вами закрепится: будь то ваш начальник, друг или родственник, он, несомненно, не забудет о том, что ощутил в самые первые моменты знакомства с вами. Существуют некоторые очевидные, но одновременно важные рекомендации, такие, как, например, то, что не стоит опаздывать и, учащенно дыша, протягивать в знак приветствия потную руку, чтобы не произвести плохого впечатления. Скорее будет полезно прийти несколько раньше назначенного срока, чтобы познакомиться с местом, освоиться на новой территории; находясь там какое-то время, вы сможете определить для себя верную пропорцию контекста, который при первом контакте обычно становится объектом мифологизации. Тем самым, у вас будет одной проблемой меньше, когда начнется собеседование: вы уже в какой-то мере будете ощущать себя, как дома.

К первой части собеседования нужно тщательно подготовиться. Как правило, собеседование включает четыре этапа: "warm up", или разогревание, изучение кандидата, «встречное изучение» компании с кандидатом и завершение. Этап "warm up" может длиться 2-3 минуты, тогда как изучение кандидата — примерно 20 минут, встречное изучение — 10 минут и завершение — 4-5 минут, однако именно первые две минуты могут кардинально повлиять на дальнейший ход беседы. Примерно на каждом третьем собеседовании интервьюер уже после первого обмена любезностями мысленно «отсекает» кандидата, и лишь в редких случаях, поразмыслив в спокойной обстановке после собеседования, может дать «обратный ход». Для того, чтобы момент "warm up" прошел удачно, необходимо попытаться установить хороший личный контакт с интервьюером, но не впадая в заискивание: улыбка, остроумная фраза, разряжающее атмосферу замечание всегда приветствуются, если же кандидат зажат, то и интервьюер не сможет чувствовать себя свободно. Тем не менее, вступительные церемонии не должны затягиваться — иначе интервьюер сочтет, что вы увиливаете от серьезного разговора или что вы чрезмерно болтливы.

2) Быть готовым к разговору о своих слабых сторонах

Не будем скрывать, что вторая часть собеседования — это самый настоящий экзамен. Ваша компетентность и личностные особенности будут подвергаться самой серьезной проверке на предмет выявления возможных недостатков. Поскольку никто из нас не является совершенным, какой-нибудь нюанс в любом случае, явно или незаметно для нас, даст о себе знать: наша задача — сделать так, чтобы интервьюер не выстроил свое представление о нашей личности на основе наших слабых сторон, но увидел в них небольшие второстепенные недостатки. Как этого достичь? Ответ, казалось бы, прост: играя на опережение, то есть признавая свои возможные пробелы, представляя их в истинном свете и демонстрируя то, как нам удалось их компенсировать. Большой ошибкой является отрицание существования у себя слабых сторон: «Я кажусь вам агрессивным? Да вы не в своем уме!», впрочем, как и попытка себя выгородить: «Низкая успеваемость в университете? Но я же учился не ради оценок!». «Да, оценки в дипломе не самые высокие. Я себя не оправдываю: в то время я не работал и вообще не сделал ничего достойного упоминания. Должен признаться, что на первых курсах университета я уделял больше внимания развлечениям, чем учебе. Я проснулся два года назад, когда наконец-то задумался о будущем и начал вести себя по-взрослому: сдал недостающие экзамены, постарался по возможности улучшить средний балл и особенно написать хорошую дипломную работу, и кажется, мне это удалось. За последние два года я убедился в том, что, приложив усилия, могу дойти до самой сути в том, чем занимаюсь. Это открытие меня очень порадовало!»; «Да, я не знаю немецкого. Максимум три слова. Если на этой работе сразу требуется хорошее владение немецким языком, то я вам не подойду. Но если на начальном этапе будет достаточно английского, я думаю, что за шесть месяцев смогу освоить и немецкий в минимально необходимом объеме: например, во время отпуска я могу съездить на языковые курсы в Германию. Я знаю, что языки даются мне легко — иначе я бы не стал об этом говорить. В лицее я увлекался древнегреческим, так что современные языки меня тем более не пугают. С английским у меня не было никаких проблем, с французским тоже все нормально, так что думаю, что через полгода смогу спокойно понимать немецкий». Если вместо этого вы начнете говорить: «Я не знаю немецкого, но если компания организует курсы, я мог бы их посещать», это уже неправильно, или, точнее говоря, этого недостаточно, и вы лишь подчеркнете свою слабую сторону.

Итак, для того чтобы на нас не навесили ярлык наших недостатков, следует:
а) предвидеть, что говорить о них все равно придется,
б) спокойно признать их существование,
в) рассмотреть их в более широкой перспективе,
г) продемонстрировать, что, осознавая эти недостатки, мы уже самостоятельно приняли меры для нейтрализации потенциального риска, вызываемого ими.

3) Собрать информацию о компании

Когда интервьюер получит достаточно точную картину того, что вы собой представляете и каковы ваши мотивы, он облегченно вздохнет, потянувшись на стуле и слегка прищурив глаза. Это сигнал того, что этап номер два, то есть изучение вас, завершен, и мяч перейдет к вам с ритуальным вопросом: «Хорошо. Может быть, у вас есть какие-нибудь вопросы?». Самый верный способ провалить собеседование — это с глупой улыбкой на лице сказать: «Гм... да нет, в общем-то, ничего такого в голову не приходит». Интервьюер тотчас же мысленно отправит вас в ад, где на медленном огне поджаривают самых ленивых или никчемных субъектов.

Рассмотрим некоторые вопросы, которые вы можете задать интервьюеру с целью, во-первых, получить полезную информацию, а во-вторых, продолжить выстраивание позитивного образа самих себя; впрочем, чем меньшей информацией о компании вы владеете изначально, тем более абстрактной и пресной будет ваша беседа с интервьюером, в ходе которой вы предстанете в роли пассивного слушателя и вообще не слишком хорошо себя зарекомендуете (для любого сотрудника его фирма — пуп земли, и он будет невероятно поражен вашей неосведомленностью). Помните о том, что одной из ваших задач на собеседовании является разрушение сопровождающего вас образа студента, несведущего в жизни. Вы предстанете в выгодном свете, если, например, скажете: «Исходя из того, что мне известно о вашей компании, я... поэтому я хотел бы узнать...». Здесь вы должны будете вкратце изложить то, что вам известно о размерах, структуре и продукции компании, коснуться изменений, происходящих в соответствующей отрасли, и (лишь в том случае, если у вас действительно есть что сказать) обрисовать «ваше видение» ситуации, в которой находится компания. Благодаря этому диалог сможет продолжаться «на равных» (часто кандидат думает, что ему в течение всего собеседования предстоит занимать пассивную позицию, однако в реальности это не так, хотя существует совершенно определенный момент для изменения такого положения дел, и именно о нем сейчас речь), и у интервьюера сформируется впечатление, что он имеет дело с человеком, который знает, чего хочет, умеет себя организовать, заблаговременно собрать необходимую информацию о предмете разговора и вообще в какой-то мере уже чувствует себя в компании «как дома». Собрать информацию о жизни крупных компаний несложно, тогда как в случае с небольшими фирмами придется обратиться к специализированным изданиям или навести справки в соответствующей ассоциации (или, что еще лучше, «пробить» необходимую информацию, познакомившись с кем-то из сотрудников фирмы). Быть может, это окажется не слишком простой задачей, но результат, несомненно, того стоит, и особенно в случае с малоизвестными компаниями: человек, хорошо информированный об их деятельности, производит неизгладимое впечатление.

Вот несколько примеров полезных и уместных вопросов в этой связи:
- «Не могли бы Вы более подробно описать содержание моей будущей работы?». Скорее всего, в начале собеседования интервьюер уже охарактеризовал вакансию, на которую производится отбор, хотя и не вдаваясь в излишние подробности; возможно, он даже спросил вас, все ли вам понятно, а вы, все еще пребывая «в замороженном состоянии», с телячьей покорностью кивнули головой, по сути, мало что поняв. На самом деле, детальное понимание сущности предлагаемой должности является фундаментальным для того, чтобы правильно вести себя в следующем туре собеседования, когда вы будете иметь дело с тем, кто непосредственно отвечает за выполнение соответствующих функций, и, в конце концов, для того, чтобы составить полную картину на случай, если вам таки предложат работу и придется принимать решение.
— «Какие задачи ставит перед собой ваша компания на ближайшие годы?».
Этот вопрос также согревает атмосферу, хотя и носит менее личный характер; помимо всего прочего, благодаря ему вы сможете получить важную информацию, которая поможет вам лучше пройти собеседование следующего тура с линейным менеджером.
Только в том случае, если ситуация это позволяет, вы можете задать следующие вопросы:
— «В людях какого типа заинтересована ваша компания, каковы ваши базовые ценности?».
Это простой ход, позволяющий в дальнейшем откорректировать некоторые нюансы своего имиджа в зависимости от тех ключевых свойств, которые вам назовут (и которые обычно характеризуют точно и искренне: «Фундаментальная ценность для нас — сотрудничество, уважение к другим», «Те, кто работает в нашей компании, трудятся, не покладая рук, никогда не отступают перед трудностями и гордятся своей технической компетентностью», «Нам нужны молодые, боевые, динамичные, амбициозные люди» и т.д.).
— «А лично Вам, что больше всего нравиться в компании, где Вы работаете?».
Это несколько более фривольный способ постановки предыдущего вопроса, но который все же позволяет вам получить важную информацию о корпоративной культуре, а кроме того, переводит ваши отношения с интервьюером в более личный план, согревая атмосферу: в течение нескольких минут вы будете беседовать, как закадычные друзья.
На данном этапе собеседования уже интервьюер должен позаботиться о том, чтобы у кандидата создалось хорошее впечатление о компании и об ее отношении к персоналу. Благоприятное впечатление о компании не помешает как в том случае, если кандидат будет принят на работу, так и в том случае, если переговоры будут иметь отрицательный результат. Интервьюер должен предоставить кандидату все необходимые сведения о компании и интересующей его вакансии, чтобы тот смог со всей серьезностью оценить целесообразность своего прихода на работу в эту компанию при поступлении соответствующего предложения.

4) Никакой наивности, напыщенности или чрезмерности

Тот, кто умеет хорошо продавать себя, сможет хорошо продавать и компанию, в которой работает.
Есть три типа поведения, которых нужно избегать всеми способами.

Быть искренними и внушать собеседнику доверие не значит демонстрировать наивность: вы не ведете дружескую беседу, не откровенничаете (как с мамой, папой или священником), но говорите, преследуя определенную цель, с человеком, который будет судить о вас, опираясь, в том числе, и на то, каким образом вы преследуете свою цель. Вышеназванные ошибки характерны для тех, кто еще живет в семье, маменькиных сынков или домоседов: они производят впечатление тех, кто не умеет использовать свой шанс, будучи неспособными анализировать и интерпретировать факты с реализмом и чувством момента.

Однако еще важнее не строить из себя того, кем вы не являетесь: тот, кто в 24 года выставляет себя крупным менеджером, или, в общем случае, берет на себя слишком большую роль, изрекая самонадеянные или многозначительные суждения и думая тем самым произвести впечатление на интервьюера, обрекает себя на вежливый розыгрыш с его стороны, который сам рискует даже не заметить. Молодой человек может прятать такой подход под маской ложного смирения, ведя себя в стиле «сделаю так, как скажете вы, но когда захочу и как захочу», что является типичным для единственного ребенка в семье, для любимчика и для того, кто никогда не работал нигде, кроме семейного предприятия — речь идет о классических детях успешных предпринимателей, не без сарказма именуемых на профессиональном жаргоне «урожденными предпринимателями».

Кроме того, неплохо взять на вооружен не правило избегать оценочных суждений и экстремистских, резких или слишком оригинальных заявлений. Может быть, это и не слишком хорошо, но компании-работодатели предпочитают размытые тона слишком ярким и ценят уравновешенность больше, чем вызывающие, пусть даже гениальные, решения. Так что следите за тем, чтобы не переусердствовать с гиперболами, восклицательными знаками и стучанием кулаком по столу. Это не подходящий момент для крайностей: ваша чрезмерная словоохотливость никому не нужна и может быть воспринята как форма компенсации того, чего вам не хватает в реальности.

5) Инициатива решений

Каковы же важнейшие характеристики, которые предприятия высматривают в будущих со-трудниках? Какой образ самих себя мы должны создавать? Естественно, у всякой вакансии, всякого предприятия и всякого специалиста по подбору персонала есть субъективные предпочтения, однако существует одно абсолютно универсальное требование: всем нужен работник, который не говорит без толку, а «тянет лямку». Как же продемонстрировать во время собеседования, что это как раз про нас? Прежде всего, нужно просто быть такими — никакой блеф тут не поможет. Тем не менее, можно не упасть лицом в грязь, приняв во внимание следующее.

Все без исключения руководители хотят видеть рядом с собой людей, способных на конкретные действия, предлагающих решения, активных, тех, кто думает о решении проблем, а не комментирует или осложняет их. Лучше простой, но надежный человек, чем ленивый интеллектуал. Поэтому на собеседовании ни в коем случае нельзя зарекомендовать себя человеком, привыкшим жаловаться, теоретиком, пассивным. Никогда нельзя обвинять в своих возможных неудачах кого-то другого; точно так же никогда не стоит отпускать замечаний с фаталистским уклоном или вести себя как придира, бюрократ, постоянно перегадывать ответственность на чужие плечи: расторопность на предприятии, быть может, не всегда вознаграждается, но всегда востребована. Лучше произвести впечатление легкой неорганизованности, чем строгого педантизма: если вы хотите войти в компанию, у вас на лбу кровью должно быть записано: "Я не из тех, кто отступает, я готов решать возникающие проблемы, не доставляя вам особых хлопот! Может быть, в случае крайней необходимости я и обращусь к вам за советом, но все равно сделаю все сам... и не откладывая".

Главное — не молчите! Будет очень печально, если ...

Читать продолжение - часть 2.

Категория: Цитаты из А.Менегетти | Добавил: kava (13.01.2011)
Просмотров: 3803 | Рейтинг: 0.0/0