Вторник, 01.10.2024, 16:37

Увлечения и сновидения

Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Цитаты из А.Менегетти

Собеседование при трудоустройстве. Часть 2

Главное — не молчите! Будет очень печально, если собеседование превратится в допрос, на котором все более нервничающий интервьюер задает вопросы, а все более испуганный кандидат односложно отвечает. Даже на этапе «изучения кандидата» ход собеседования не является строго предопределенным: после того, как интервьюер получил о вас самую необходимую информацию, ему важно вас разговорить для того, чтобы понять, как вы рассуждаете, как осуществляете взаимодействие, как ведете полемику, что думаете о самих себе и о тех, кто вас окружает, каковы ваши устремления и как вы планируете их реализовать. Если вы будете недостаточно говорить, отвечая, как на допросе, если так ни разу и не возьмете на себя инициативу в разговоре, вы произведете впечатление посредственной личности или, что еще хуже, не оставите никакого впечатления. Итак, обосновывайте и развивайте свои ответы, не забывая устранять возможные неясности до того, как вас об этом попросят. Хорошо говорить означает также не говорить слишком много: способность к синтезу — одно из самых высокоценимых в любой компании качеств: умение передавать максимум информации за минимальное время свидетельствует о владении экономичным методом.

Кроме того, недопонимание на собеседовании может возникать или из-за неестественного поведения кандидата, который создает искаженный, а следовательно, неоднозначный образ самого себя, или вследствие ярко выраженных различий в языке, используемом интервьюером и кандидатом. Первый, случается, забывает о том, что перед ним человек, знающий очень мало или не знающий ничего о реалиях предприятия, тогда как второй иногда предстает не в меру незрелым по вине своей привязанности к чисто академическим, семейным, а может быть, вдобавок ко всему, еще и провинциальным и простоватым выражениям и манере говорить. Например, если кандидат употребляет слово «фирма», имея дело с крупным предприятием, или распространяется о некогда выдержанных экзаменах и запомнившихся преподавателях, это психологически отдаляет от него выслушивающего его интервьюера. Готовясь к собеседованию, важно «переварить» базовый словарь мира предприятий: мы не обязаны точно знать, что такое customer satisfaction, stocks, матричная структура, риск валютных курсов, инжиниринг, операция по вкладу, трейд-маркетинг и т.д., но примерно понимать, о чем идет речь в каждом случае — необходимо, не говоря уже о той ситуации, когда употребляются понятия из области наших профессиональных интересов: инженер может не разбираться в механизмах работы казначейства, но не имеет права не знать, что такое handling, а для человека с высшим образованием в области экономики справедливо обратное. В противном случае мы рискуем мало-помалу впасть в опасное молчание, о котором уже говорилось; если неожиданно мы слышим незнакомый термин, вместо того, чтобы кивать с идиотским видом, будет уместно спросить «А что именно в вашей конкретной реальности понимается под ... ?».

6) Учитывать, кто перед вами

Интервьюер, так же как и вы, заинтересован в успешном исходе собеседования: он должен найти подходящего кандидата, и если таковым окажетесь вы, у него станет одной заботой меньше. Так что перед вами — отнюдь не неумолимый экзаменатор и не враг, а, скорее, союзник. Ничто так не досаждает ему, как ваша подозрительность или уклончивость: если он заметит страх, двусмысленность или склонность «хитрить» в вашем отношении к нему, он придет к убеждению (и небезосновательно), что эти особенности присущи вам в любых межличностных отношениях. Если он задает вам провокационные вопросы, ставящие вас в сложное положение, сохраняйте спокойствие: обычно это говорит о том, что собеседование проходит успешно. Самые суровые и агрессивные собеседования хороший интервьюер приберегает для тех, кто представляет интерес, в то время как быстрые и вежливые встречи уготованы явным аутсайдерам.

7) Невербальная коммуникация: одежда, жесты, голос и взгляд.

На собеседовании имеют значение не только слова: все наше тело (и не только оно) постоянно вещает. Наш собеседник слушает нас не только ушами, но и взглядом, и тактильными ощущениями (остается надеяться, что не обонянием!).
Наши жесты, взгляды, тон голоса подтверждают, дополняют или опровергают наши словесные утверждения. То, как мы одеты, здороваемся, в какой позе сидим, может оказать решающее влияние на формирующееся о нас мнение. Невербальные проявления контролировать намного сложнее, чем вербальную коммуникацию, так как они более инстинктивны; тем не менее, дабы не усложнять себе жизнь, остановимся на некоторых элементарных соображениях.

— Как одеваться.
Особое внимание — к выбору носков, галстука и к сочетанию различных деталей одежды: это наша первая визитная карточка, свидетельствующая о нашей внутренней гармонии. Несомненно, наш имидж во многом определяется тем, как мы одеты. Ведь кто, как не мы сами выбираем, что надеть. Важно, чтобы наш внешний вид на собеседовании подчеркивал исходящее от нас ощущение надежности — в этом нам поможет точно угаданная пропорция в соотношении элементов нашего костюма. Не следует отдавать предпочтение свободной полуспортивной одежде, так как это производит впечатление незрелости, и лучше избегать броских аксессуаров, макияжа и чрезмерно ярких цветов; однако не рекомендуется и «старить» себя, облачаясь в невесть где раздобытый наряд из гардероба пятидесятилетнего человека. Несомненно, девушки имеют большую свободу при выборе одежды, и, как правило, определенная доля элегантности им не повредит; что касается молодых людей, которые в значительной мере обусловлены формой одежды «пиджак и галстук», то им можно посоветовать не добиваться слишком «прилизанного» вида (который отталкивает), если только собеседование не происходит в контексте, где заведомо уделяется повышенное внимание внешнему виду, как то: консалтинговые фирмы, мир массовой коммуникации, коммерческие банки и т.д. Помимо выбора одежды, обратите внимание на то, как вы ее носите: никаких широких и ниспадающих платьев, никаких ослабленных галстуков, никакой перхоти на воротнике, никаких заляпанных очков: речь идет о важной встрече, и тот, кто предстанет на ней в небрежном виде, будет со всей справедливостью сочтен поверхностным, неорганизованным или не слишком сообразительным.
В общем, то, как мы одеваемся, — это первый театр нас самих. Нередко молодые люди, не желая следовать моде (иногда действительно предлагающей не слишком эстетичные решения), делают свой выбор, исходя из противопоставления на уровне знака, а не из хорошего вкуса. В итоге они выглядят еще хуже, чем предмет их критики.

— Как говорит тело.
Межличностное общение — невероятно сложный феномен, и моментально повысить собственную коммуникативную компетентность — далеко не простая задача. Однако имейте в виду, что существуют некоторые ключевые особенности поведения, которые заметит любой интервьюер. Напряжение может выдавать себя в тоне голоса, скомканной или торопливой речи, нервных или скованных движениях рук, в неестественной позе на стуле: следите за этими нюансами, и если вы заметите, что проявляете сигналы напряжения, глубоко дышите и расслабьтесь, даже если это заставит вас на секунду отвлечься. «Защитные» типы поведения, то есть закрытость, скованность и несогласие, могут обнаруживать себя в скрещенных руках, напряженности лица, сжатой кисти: ваше заявление о том, что у вас «нет проблем в общении с людьми», может оказаться опровергнутым в тот самый момент, когда вы его произносите. Чрезмерная жестикуляция говорит о недостаточном самоконтроле, хотя некоторое количество ненавязчивых физических «движений» не повредит, чтобы продемонстрировать спонтанность и непринужденность. Взгляд должен быть направлен между глаз и чуть выше, на собеседника и не должен быть пристальным или пронзительным. Рукопожатие, как ни банально об этом говорить, очень важно: до сих пор примерно каждая пятая рука, которую пожимаешь, напоминает разварившуюся сосиску — и, уверяю вас, ощущение это не из приятных. Рука может быть потной или горячей — это не так страшно (бывает со всеми, в том числе и с лучшими), но важно, чтобы при рукопожатии ощущалась хотя бы минимальная жизненная энергия, а не агонизирующая дрожь! То же самое касается и голоса: лучше, чтобы он был на несколько децибел громче обычного, чем тише: по крайней мере, вы будете уверены, что вас слушают. Несколько изменить тон голоса, сделать его «теплым», а не металлическим важно для того, чтобы ваши слова звучали приятно, хотя сымпровизировать туг может быть непросто.

«Классические» вопросы

Все задаваемые вам вопросы будут направлены на выяснение информации по вышеперечисленным семи пунктам; поэтому если вдруг к вам обратятся с вопросом, который кажется вам странным, прежде чем отвечать, постарайтесь понять, в чем его цель. Если вас попросят дать определение «фантазии», очевидно, что проверяться будут вовсе не ваши словарные познания, а креативность и способность к импровизации. В таких вещах у каждого специалиста по подбору персонала есть свой стиль; тем не менее, существует ряд «классических» вопросов, которые вы, вероятно, до бесконечности будете выслушивать практически на всех собеседованиях.

Среди самых распространенных вопросов отмечу следующие:
— «Каковы ваши сильные стороны?»
Наиболее удачный ответ в данном случае связан с тем, чтобы выделить те сильные стороны, которые актуальны в процессе конкурсного отбора. Иначе говоря, вместо того, чтобы останавливаться на тех характеристиках, которые нравятся в нас нам самим, необходимо обратиться к положительным характеристикам (желательно, чтобы вы могли их подтвердить: вас наверняка попросят привести примеры и конкретные факты, так что всегда заранее готовьте примеры), согласующимся, по вашим ощущениям, с портретом идеального сотрудника, которого ищет компания.
— «А слабые стороны?».
Самое худшее — пытаться увильнуть от этого вопроса при помощи «хитреньких» ответов, дающих понять, что, в сущности, слабых сторон у нас не имеется. На самом деле, такие ответы свидетельствует о том, что мы либо не способны разобраться в себе, либо по ошибке надеемся обвести вокруг пальца того, кто находится перед нами. Волей-неволей какое-то число недостатков мы все-таки должны представить на суд нашего собеседника. Так выберем же из своей богатой коллекции недостатков тот, что посимпатичнее, а главное, тот, который интервьюер уже и сам не мог не заметить — настолько явно он проглядывает в нашем резюме или поведении. С другой стороны, не стоит своими руками рыть себе яму: было бы очень честно, но крайне неумно дойти в своей откровенности до того, чтобы сказать: «Знаете, сегодня я кажусь таким бодрым и уверенным в себе, но все зависит от погоды. В жару я раскисаю, как студень!».
— «Я вижу, что у Вас нет никакого опыта работы в этой области».
Это вопрос такого типа, который обычно выводит из себя едва окончившего университет специалиста: «Да, у меня нет опыта, и я не понимаю, как я вообще смогу его получить, если никто не даст мне возможность начать работать!». Именно такие слова хочется крикнуть в лицо этому никчемному лоботрясу-интервьюеру, восседающему по другую сторону стола. В реальности, интервьюер, если он достаточно внимателен, уже и так прекрасно знает, что опыта у вас нет, и это для него не слишком важно, раз он вызвал-таки вас на собеседование. Он задает этот вопрос лишь для того, чтобы проверить, способны ли вы интуитивно распознать предпосылки, необходимые для успешного выполнения соответствующей работы, и предоставить ему гарантии того, что эти предпосылки у вас есть. Поэтому «правильным» ответом может быть такой: «Да, опыта в области трейд-маркетинга у меня нет, но мне кажется, что главное для успешной работы в этой сфере — хорошие аналитические способности, склонность к работе с электронными носителями информации, а также фантазия и постоянное стремление к инновациям. И думаю, что я обладаю этим набором качеств. Кроме того, в университете я успел немало поработать с компьютером, и должен сказать, что чувствовал себя довольно комфортно.
— «Кем вы видите себя через пять (или десять) лет?»
Хоть и часто встречающийся, но весьма бесполезный вопрос: новоиспеченный выпускник университета не знает, чем будет заниматься через пять месяцев, не говоря уже о более отдаленной перспективе, и потому отвечает что-нибудь невразумительное вроде: «Ну, я надеюсь, что многому научусь... думаю, меня ожидает карьерный рост, но вообще-то у меня не слишком большие амбиции...». Какой-нибудь отчаянный субъект заявляет: «Естественно, президентом вашей компании», в девяти случаях из десяти подписывая себе смертный приговор, а в оставшихся в последний момент успевая обратить все в шутку.
В действительности, для того, чтобы ответить на этот вопрос, «заработав очко» в свою пользу, мы должны понять, что хочет услышать в ответ наш друг-интервьюер. Быть может, он хочет получить подтверждение нашего постоянства, верности фирме, выражающейся в том, что мы не уйдем при первой же возможности на работу в другую компанию? Или он хочет быть уверен в том, что мы чувствуем свое призвание к соответствующей профессии и не собираемся в обозримом будущем менять область профессиональной деятельности? Или ему важно понять, не слишком ли мы амбициозны и не страдаем ли мы, наоборот, отсутствием амбиций? Готовы ли мы много путешествовать, в том числе, за границу? Поскольку догадаться о том, к чему он клонит, непросто (хотя возможно, что к этому моменту вы уже смогли накопить достаточно данных для прояснения ситуации), вы не ошибетесь, если с умным видом изречете что-нибудь туманное: «Разумеется, я хотел бы уже немало сделать и достичь определенного профессионального уровня. Мне представляется, что лишь конкретные позиции, которых я достигну, создадут предпосылки для уточнения и детальной проработки всего того, что я намерен осуществить. Строить долгосрочные проекты — значит терять из виду действие, актуальное в настоящий момент».
— «Почему вы хотели бы работать именно в нашей компании?».
Здесь вы должны прибегнуть к заблаговременно собранной информации о предприятии, в соответствии с тем, что говорилось выше.
— «Вы бы назвали себя человеком мысли или человеком дела?».
Вопрос-капкан, который иногда задается в попытке застраховаться от того, чтобы кандидат вдруг не оказался бездарной мышечной массой или, наоборот, амебой, состоящей из мозга и очков. Остерегайтесь этого капкана, чтобы на вас не навесили ярлык: ощущая себя значительно ближе к одной из двух категорий, поспешите элегантно отбалансировать свой образ. «Именно потому, что до последнего времени я был погружен в теорию, должен признаться, что в ближайшие годы я бы хотел заняться более конкретными вещами. У меня хороший культурный багаж, но в данный момент я намерен конкретизировать его в активных действиях».

Достойное завершение

Завершающий этап собеседования не менее важен, чем начальный. Поэтому рассмотрим некоторые заключительные рекомендации, которые помогут достойно завершить собеседование. Речь идет об обсуждении условий оплаты и личных пожеланий. Возможно, что в ходе собеседования интервьюер заговорит с вами о предусмотренной системе оплаты за работу и осведомится у вас насчет связывающих вас обязательств или особых пожеланий с вашей стороны (сроки приема на работу, место работы и т.д.); однако этого может и не случиться. В таком случае не торопитесь прояснять эти детали, пока не дождетесь формального предложения о приеме на работу. Именно тогда наступит подходящий момент для оговаривания разумных условий, имеющих для вас принципиальное значение. Естественно, если некоторые условия носят характер категоричных временных ограничений («я должен знать ответ не позднее 15 сентября — это последний срок для принятия альтернативного предложения, которое мне поступило, или для записи на такую-то и такую-то специализацию»), вы должны проинформировать о них компанию немедленно.

Внимание к секретарям! Обращайтесь хорошо с секретарями тех офисов, в которых появляетесь: часто они обладают неожиданно высоким влиянием. Постарайтесь за счет вежливости и симпатии обратить на себя их внимание, сделать так, чтобы вас запомнили, и создать и до, и после собеседования тот образ, который считаете нужным. Секретари часто бывают очень мудры и прекрасно разбираются в психологии людей: одно их слово (если, например, вы оказались с ними невежливы) — и самое удачное собеседование окажется под угрозой. Именно им предстоит фильтровать ваши телефонные звонки и ваши дальнейшие встречи с представителями компании: лучше, чтобы они были вашими союзниками.

Факторы, способствующие формированию ошибочного мнения

Гало-эффект
Одна из самых распространенных ошибок связана с так называемым «гало-эффектом». Он проявляется в вынесении общего позитивного или негативного суждения о кандидате на основе благоприятного или неблагоприятного впечатления, произведенного на интервьюера какой-либо отдельной особенностью или характеристикой кандидата. Гало-эффект может быть обусловлен также бессознательным сопоставлением, производимым интервьюером между очередным кандидатом и теми, кто проходил собеседование перед ним. Интервьюер в большинстве случаев даст завышенную оценку кандидату со средними характеристиками лишь под влиянием того, что предыдущий кандидат был весьма посредственным, и наоборот.

Проекция
Это ошибка, обусловленная склонностью интервьюера сопоставлять все характеристики кандидата (возраст, внешность, опыт, поведение и т.д.) с собственными характеристиками или характеристиками известных ему людей, и оценивать негативно тех кандидатов, которые обнаруживают по ним расхождения.

Стереотипное проведение беседы
У некоторых предпринимателей есть набор вопросов, которые они считают фундаментальными и задают всем подряд. Механическое повторение одной и той же схемы приводит к сглаживанию ответов, вследствие чего специфические особенности кандидата остаются незамеченными.

Первое, что следует оценивать в кандидате, вне зависимости от того, предназначена ли ему в компании роль исполнителя или руководителя — это его forma mentis.
Лишь после этого оцениваются его знания и умения.
Обычно все делают наоборот. Однако в действительности человек с покладистым нравом может быть с большей легкостью и меньшими затратами обучен соответствующей работе, чем другие, пусть даже и более подготовленные технически.

Если же предстоит выбирать среди тех, кто обладает правильной forma mentis, то для обеспечения эффективного отбора на собеседовании у каждого кандидата необходимо выяснить следующее:
1. Список предыдущих мест работы, при этом в отношении каждого места работы следует особо уточнить:
а) Число предыдущих мест работы, занимаемых должностей и время пребывания на каждой из них;
б) Реально выполнявшиеся обязанности (например: — Я работаю в компании «Прада». — Прекрасно, а на какой должности? — Уборщицы...);
в) Последовательность смены мест работы и рост занимаемых должностей;
г) Причины ухода с предыдущих мест работы (фундаментальный аспект);
д) Причины возможных перерывов между окончанием одной работы и началом следующей. Такие «чистые» периоды могут указывать на болезнь, поездку за границу, приобретение новой специальности и т.д.
2. Учебная программа, освоенная в школе и в университете.
3. Отношения с семьей, ситуация со службой в армии, ярко выраженные физические недостатки или проблемы со здоровьем, специфические проблемы личного характера.

Категория: Цитаты из А.Менегетти | Добавил: kava (14.01.2011)
Просмотров: 1732 | Рейтинг: 0.0/0