Вторник, 19.11.2024, 10:43

Увлечения и сновидения

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Цитаты из А.Менегетти

Примеры анализа сновидений. Часть 3 (16-22)

Цитаты А.Менегетти из книги «Образ и бессознательное».

Пример сновидения №16

Сон рассказан замужней русской женщиной-психологом во время семинара-резиденса. Один из основных стереотипов, действующих в рамках семейной пары, связан с сексом. Например, женщина думает, что может спокойно заниматься сексом со своим партнером, потому что он — ее муж, а мужчина считает свою жену хорошей, если она занимается сексом только с ним. Однако стереотипы не могут повлиять на сокровенные законы жизни. В сновидениях со всей очевидностью раскрывается универсальность символики, открытой онтопсихологией, независимо от принадлежности к различным культурам; значение образов, экстраполированных из онейрической деятельности, неизменно совпадает. Особенно это касается русских, которые сумели сохранить свои инстинкты в большей степени, нежели другие народы, несмотря на репрессии системы.

Р.: "Я могу рассказать два сна и даже самостоятельно объяснить их, единственное, чего я не понимаю, что же мне делать. В первом сне я увидела себя в Лидзори; передо мной стол, заставленный множеством рюмок с водой и рядом с ними один большой бокал, тоже с водой. Вокруг стола стоят мои подруги, которые пьют из рюмок. Мне хотелось бы взять большой бокал, но я не могу этого сделать, поэтому беру рюмку и пью из нее".

А.М.: "Это простой сон, как ты его объяснила?"

Р.: "Я понимаю, что проблема заключается в моей посредственности, существует некая преграда, не позволяющая мне сделать нечто великое, на что я способна".

A.M.: "Здесь есть серьезная преграда, затрудняющая ценностную метаболизацию. Ты оказываешься в ситуации семинара-учебы. Твои подруги выпивают гораздо больше, особенно, одна из них. Этот образ порожден воспоминанием обо мне, сидящем за столиком в конференц-зале и пьющем из большого бокала, тогда как вы пили из маленьких. Сон выхватил из этой реальности образ подруг, пьющих больше; они были агрессивнее, активнее участвовали в происходящем, нежели ты, оставаясь на некотором отдалении. Впрочем, данное тобой объяснение совершенно верно. Попытаемся понять, что же это за преграда... Расскажи другой сон".

Р.: "Мне снова приснилось Лидзори. Я вижу комнату, в которой жила, небольшой сад с решеткой, рядом с которой была...".

A.M.: "Скульптура".

Р.: "Нет, решетка".

А.М.: "Минуточку, это очень важно, что на земле находится решетка. Что именно тебе там привиделось?"

Р.: "Скульптура. Это была преграда черного цвета, я не могла рассмотреть ее как следует. Я видела лишь то, что с внешней стороны этой решетки растет множество деревьев, но потом она постепенно превратилась в огромную ветхую деревянную ладью красного цвета с мачтами; я очутилась в море, оно было неспокойно, по нему перекатывались большие волны. Сначала я чувствовала себя прекрасно внутри этой ладьи, все было в порядке, несмотря на волны, но потом начала беспокоиться, что лодка сейчас развалится. Наконец, я поняла, что это всего лишь сон, и не имеет смысла тревожиться".

А.М.: "Последний раз с кем и где ты занималась любовью?"

Р.: "Дома со своим мужем, накануне отъезда".

А.М.: "Все было, как обычно, или казалось чем-то необычайным?"

Р.: "Для меня каждый момент необычаен, поскольку я каждый момент ощущаю..."

AM.: "Тебе и другим я уже объяснял, что скульптура, увиденная тобой во сне, это конь, вставший на дыбы и обращенный к солнцу. Во сне эта скульптура кажется тебе решеткой. Конь символизирует женскую жизнеспособность, однако, в данном случае он указывает на то, что ты неправильно используешь свою сексуальность. Ты занимаешься любовью со своим мужем, но многие женщины привыкли думать, что тот, кто больше занимается сексом, более зрел и жизнеспособен. Сновидение говорит о том, что инстинкт разрушается, конь (инстинкт) умаляется до решетки, стереотипа. Ладья (женственность), влагалище приходит в колебательное движение от этого избытка физических упражнений и разрушается. Когда корабль терпит крушение, его пассажиры тонут.

Влагалище олицетворяет собой структуру, тип активности женской психики. Таким образом, ты наивно тратишь свою сексуальность на мужа, однако, при этом ставишь на кон свою душу и дальнейшее развитие. Ошибка заключается в том воспитании, которое дает тебе мать, в том стереотипе, который она прививает тебе. Дело не в том, что ты занимаешься любовью со своим мужем, а в том, что это происходит в неподходящий для тебя момент. Лошадь, женский инстинкт, разрушает вовсе не мужчина, а сама женщина, которая, пытаясь приспособиться, буквально насилует свой жизненный инстинкт. Как твоя мать относилась к сексу?"

Р.: "В воспитательных целях она всегда выключала телевизор при показе эротических сцен. У моего отца было множество журналов с фотографиями обнаженных женщин, но моя мать выбросила их".

AM.: "Но ведь твоя мать была психологом, научным руководителем крупного центра?"

Р.: "Да, и она нередко вела себя, как мужчина".

А.М.: "Здесь налицо противоречие: женщина, будучи научным руководителем государственного института психологии, ведет себя подобным образом... Это очень резкое противоречие".

Р.: "Мне вспоминается один сон, приснившийся мне в России. Вокруг расстилается туман, мы с мужем стоим у лестницы, а сверху на меня смотрит моя мать".

А.М.: "Достаточно часто бывает так, что мать "прикрывает", а дочь -"раскрывает", то есть твоя мать стремилась скрыть свои сексуальные отношения, ты же, наоборот, предпочитаешь эксгибиционистский секс. Сон ясно говорит о том, что ты выставляешь напоказ свои сексуальные отношения с мужем, что, однако, нарушает твой душевный покой. Возможно, это реактивный результат материнского влияния. В противоположной ситуации было бы то же самое. Кроме того, ты постоянно пользуешься поддержкой своей матери, чтобы добиться успехов в работе. В результате в своей жизни ты окончательно потерпишь крах как женщина.

Уже появились первые признаки сексуальной усталости, что, однако, случается со всеми. Человек устает от секса, не научившись правильно пользоваться им. Ты склонна к эксгибиционизму, также как и твой муж, и вы оба ошибаетесь в этом. Сексуальный эксгибиционизм представляет собой прямую противоположность другому стереотипу, принуждающему к воздержанию из религиозных побуждений. Необходимо отыскать правильный путь, тогда все будет в порядке. Таким образом, проблема состоит в материнской преграде и сексуальной ошибке супружеской пары".

Р.: "Как можно исправить эту ошибку?"

А.М.: "Необходимо остановиться, отказавшись от каких-либо действий, чтобы освободить путь абсолютно индивидуальной медитации, пересмотрев все с самого начала в спокойной беседе с самим собой. Следовательно, в данный момент ты должна сохранять спокойствие и ждать. Твой муж не виноват, он хороший человек, также как и ты. Это технические ошибки, наносящие вред жизни, а жизнь не прощает неведения, не приемлет ни семью, ни доводы, но приемлет лишь самое себя. Таким образом, даже если человек ведет честную семейную жизнь, но чувствует себя плохо, и дела не идут, это означает, что он допустил ошибку. Онтопсихолог указывает на то, в чем состоит ошибка, однако, решение должен принять сам клиент. В данном случае ошибка заключается в сексуальном эксгибиционизме, реактивным образом возникающем из-за пережитой внешней кастрации.

Мы имеем дело с механическим сексом, обусловленным материнским влиянием. Матери чем больше кастрируют, тем больше разжигают огонь. Так происходит постоянно, это нормальный средний уровень обычного человека, но при этом Ин-се не имеет шансов на рождение. Тогда человек теряет и свободу, и материальное благополучие, и карьеру, поскольку вынужден постоянно приспосабливаться. Не имеет значения, останешься ли ты или разойдешься со своим мужем, важно достичь психологической независимости от матери. Она более не в состоянии влиять на ситуацию, так как уже сделала все, что считала нужным.

Между тем, вам с мужем необходимо начать все сначала, ясно осознав, что вы занимаетесь несвойственным вам механическим сексом. Вы можете вступать в сексуальные отношения два раза в день или лишь один раз в год, это не имеет существенного значения и зависит только от возникновения состояния благодати. Истинный секс в некотором роде напоминает творчество: вас охватывает вдохновение, в душе звучит музыка, и следует научиться исполнять ее. Нельзя заменить ноту до нотой ре. И всякий раз музыка звучит по-новому, научиться играть можно лишь изнутри, здесь не поможет стереотип, предложенный другими. Необходимо уделять максимальное внимание сексу: или заниматься им правильно, или вообще отказаться от него".

Пример сновидения №17

Молодая самостоятельная девушка двадцати восьми лет с высшим образованием на первом сеансе рассказала среди прочего, что однажды она начала резко терять вес. Ее врач опасался непоправимых последствий. В течение этого периода у нее вдруг возникло сильное ощущение, будто все клетки ее организма пытаются убежать от внутреннего, смутного страдания. Это крайне удивило и испугало ее, и тогда она решила, что должна сделать все возможное, чтобы восстановить свои жизненные силы. Я попросил ее рассказать мне какой-нибудь сон. Она ответила, что не помнит тех снов, которые снились ей в последнее время, и рассказала сон, приснившийся ей в возрасте восемнадцати лет. Во время рассказа она испытывала временное затруднение в речи (оральный парез).

Сон был таков: "Мне приснилась Земля с множеством населявших ее людей. Внезапно на Землю вторглись странные инопланетные существа, которые представляли серьезную угрозу для нашей планеты. Разгорелось сражение, одни пытались отразить нападение, а другие бежали, всех охватили паника и страх, но мне удалось пробраться в глубокий подземный туннель. Там я сумела понять, что инопланетяне были роботами, а не живыми существами. Они грабили земные компьютеры, вынимая из них отдельные блоки памяти. Раскрыв эту тайну, я всячески пыталась выбраться из туннеля, чтобы рассказать об этом другим, но в этот момент проснулась от удушья и смертельного холода, охватившего все мое тело".

Объяснения могут быть различными. По моему мнению, это общая символика, отражающая последствия пережитого симбиоза с негативной психологией. Как только субъект понимает это, включается цензура, которая осуществляется комплексом, чтобы воспрепятствовать "Я" осознать этот факт. "Я" подобных личностей, несмотря на испытываемый в душе страх, склонно к беззастенчивому хвастовству, однако, на самом деле такие люди страдают крайней ограниченностью вследствие подавления отдельных элементов реальности (=> блоки компьютера => "Я") механизмом негативной психологии.

Земля олицетворяет жизнь пациента. Инопланетяне — это инструкции или информация, вводимые "Сверх-Я", неодушевленный робот или неодухотворенные буквы. Земной компьютер - сокровенное Ин-се. Прямая борьба против таких личностей или механизмов бесполезна, поскольку попытки их разрушения приводят лишь к усилению негативности. Они строят свою атаку на навязчивом повторении определенного сегмента ума (открытое или циркулярное движение отсутствует). Одержимость подобного рода вынуждает даже наиболее выдержанного собеседника попадать под влияние данного сегмента (независимо от того, движет им любовь или агрессивность).

Управление новым подопытным животным усиливает негативную психологию, так как увеличение числа динамо-колоний приводит к количественному и качественному усилению монстра-робота. Лишь исчезновение носителя, даже ценой смерти, предохраняет от негативной посредственности. Впрочем, этот сон может быть также фотодокументом, подтверждающим определенные события, которые произошли на нашей планете или на одной из ее частей. Очевидно, для понимания данного сна необходимо хорошо разбираться в вопросах, связанных с константой "Н", и обладать знаниями технико-информационного саморегулирования экзистенциальной типологии данной планеты. Для моих знаний этот сон является фотодокументом.

Пример сновидения №18

Русская женщина-психолог рассказала следующее: "Я помню сон, приснившийся мне несколько лет тому назад. Я испытала очень сильное чувство, цвета были очень яркими, звучала прекраснейшая музыка, которой я никогда раньше не слышала. У меня было ощущение прикосновения к гармонии. Даже проснувшись, я продолжала слышать эту музыку, которую, наверное, могла бы даже записать. Я училась музыке, но не занимаюсь ею профессионально".

Многие музыкальные композиции обретают свою завершенность еще в уме и памяти композитора. Моцарт и Бах, например, не придумывали музыку; они лишь записывали то, что обнаруживали в уже законченном виде в своей памяти как ясное откровение, возникшее в их сознании. Не останавливаясь на долгих объяснениях самого механизма подобных откровений, можно лишь сказать, что эта способность заложена в самой человеческой природе. Весь наш организм представляет собой музыку. Несомненно, той ночью эта женщина испытала особое состояние благодати, произошла сублимация этого благосостояния, которое преобразовалось в звучащую в ее сознании музыку. По сути, музыка является не звуком или движением, но только формой, которую можно увидеть.

Пример сновидения №19

Сон, в котором всплывает один из основных стереотипов женской психологии — "старухи" - был рассказан одной бразильской предпринимательницей: "Этот сон приснился мне в понедельник. У меня родился ребенок. Мне сделали кесарево сечение, и доктор сначала сказал, что все будет в порядке, но оказалось, что мне предстояла хирургическая операция, так как что-то было не в порядке. Я спросила, как себя чувствует ребенок. Врач ответил, что хорошо. Во время операции я находилась под наркозом, а когда очнулась, то чувствовала себя хорошо, и мне принесли ребенка. Он был похож на куклу, у него не было ног, а вместо рук и рта были присоски. Ребенок впился в меня присоской (рассказывая этот эпизод, женщина рассмеялась). Я отрывала присоску, но он снова впивался в меня. Я вновь оторвала ее и сказала, что мне пора идти работать. Затем я очутилась в луна-парке, где была еще одна женщина постарше, которая сказала мне: "Это важно". Я была полностью согласна с ней и не считала себя виновной в том, что бросила ребенка, потому что я его не хотела".

Этот сон означает, что эта женщина может быть как прекрасной куклой, так и умной женщиной. Сегодня степень ее мудрости равна нулю. Она является сложной и амбивалентной личностью, может быть как искренней, так и фальшивой. Предположим, что она повстречает настоящую любовь, партнера, который скажет ей: "Я буду главным". Она ответила бы ему: "Да, конечно, на всю жизнь". Тогда мужчина понял бы, что она обожает его. Но под "всей жизнью" может подразумеваться и то, что она станет для него потрясением, принесет ему гибель, поскольку на всю свою жизнь она сохранит эту двойственность. Великий мужчина должен сам стать творцом своей женщины. Вначале нет ничего, лишь возможность, которая неизвестно чем обернется в дальнейшем. Любой партнер как мужчина, так и женщина, принимая любовь, осознает, что ему придется потрудиться. В этом случае в женщине существует двойственность: с одной стороны, она любит, с другой, ненавидит, частично доверяет ему, но частично противится.

Во сне знаковым обозначением этой двойственности становится сцена разговора со старухой: стереотип старой женщины. В сфере женской психологии появление другой женщины, дающей советы, всегда имеет негативный характер, поскольку этот образ воспроизводит бабушку, отрицательную мать. В данном примере женщина следует повторяемости, тогда как мужчина может представлять собой знак комплементарности, дающей эволюцию; это зависит от каждого конкретного случая.

Пример сновидения №20

Молодому человеку снится его преподаватель. Логика нашего сознания, сталкиваясь с таким образом, трактует это как некую обязанность соблюдать экономию почтения: мы уважаем преподавателя, считая, что он всегда прав, авторитетен, поэтому ему следует подчиняться, ибо только так можно спастись и жить более-менее хорошо. Однако организмическое Ин-се подвергает эту фигуру следующей проверке: "Это мой преподаватель, но насколько он значим? Что я приобрету от общения с ним? Сумеет ли он обогатить мою жизнь и расширить мою свободу, если я останусь с ним, доверюсь ему? Возрастет ли моя дееспособность? Станут ли более насыщенными для меня эти отношения?"

Организмическое Ин-се является коммерсантом и мгновенно оценивает возможную прибыль. Между логико-историческим "Я", которое заботится о спасении морали, и организмическим Ин-се, обеспокоенным спасением жизни, существует огромная разница. В этом одновременно состоит и огромное противоречие, испытываемое всеми людьми, что порождает несоответствия, которые мы наблюдаем в снах и поступках людей, страдающих экзистенциальной шизофренией.

Приведем пример биологического характера. Жизнь предоставляет клетке возможность установления пригодных для нее отношений, позволяя ей существовать, дееспособность обеспечивает ее силу, энергию и автономность регенерации, свобода дает кислород и пространство развития. Попробуйте-ка силой навязать клетке другой образ жизни, оправдывая это желанием спасти ее и дать ей жизнь!

Пример сновидения №21

Первый сон рассказал молодой украинский предприниматель: "Мне снилось, что я нахожусь в Киеве. Я вижу Днепр и большой мост через него, по которому я направляюсь на левый берег реки. Внезапно передо мной вырастает громадная стена, которую я не в силах преодолеть. Я отхожу немного назад и вижу как бы второй уровень моста, тогда я сажусь в машину вишневого цвета и поднимаюсь на этот второй уровень, где открывается дверь. Через эту дверь, которую я пересекаю на машине, мне удается одолеть стену, доставившую мне столько беспокойства".

Рассмотрим те символы из этого сна, которые наиболее близки четырем ценностям изо, - реку и мост. Река передает ощущение свободы; субъект оказался на берегу великой реки, через которую перекинут мост, открывающий свободный проход туда и обратно, таким образом, и здесь мы сталкиваемся с аспектом свободы. Аспект жизни представлен тем, что субъекту удается удовлетворить свое желание. Об этом свидетельствует простой анализ его сна: даже не зная этого человека, можно утверждать, что он здоров. Стена олицетворяет собой власть; его передвижения ограничиваются стеной, она вырастает как препятствие при переходе с одного берега на другой. Чтобы преодолеть ее, он вынужден воспользоваться машиной. В данном случае машина символизирует все его окружение: тип личности, материальное состояние, дела и отношения, то есть всю его внутрисистемную организацию.

С одной стороны, мы видим опасную реальность, затрудняющую проход: это могут быть проблемы во взаимоотношениях с властными или криминальными структурами. Как видим, наш герой пытается найти компромиссное решение. Он не разрушает стену, но находит дверь, открывающую ему проход. Это означает, что его ментальные установки позволяют ему проявлять гибкость в преодолении социальных трудностей и достижении самореализации. В практическом плане это значит, что он выбрал совершенно правильное решение сложившейся проблемы. Субъект знает о наличии проблемы, которая связана не столько с его личностью, сколько с работой, с социальной позицией. Его нынешнее состояние говорит об его способности найти приемлемое решение, которое позволит ему в большей степени обрести себя без какого-либо разрушения.

Услышав мою интерпретацию своего сновидения, субъект ответил следующее: "То, что Вы сказали по поводу власти, совершенно справедливо. Что же до компромиссного решения, то, судя по уже имеющимся результатам, мне удалось решить проблему наиболее оптимально".

Онтопсихологическая методология исключительно точна, однако, требует практической подготовки. Точно так же, чтобы стать хорошим рыбаком, необходим, по крайней мере, трехлетний опыт: как ни просты, на первый взгляд, и море, и лодка, и сети, они могут в один миг привести к гибели. Учиться следует постоянно, чтобы, в конце концов, почувствовать удовлетворение от понимания жизни и начать познавать власть над жизнью.

Пример сновидения №22

Если одни сны забываются буквально мгновенно, то другие порой сопровождают нас всю жизнь с самого детства. Существуют сны, представляющие собой отпечаток ключевых моментов жизни: они снятся в возрасте от четырех до шести лет, затем в тринадцать-четырнадцать и, наконец, от восемнадцати до двадцати трех лет. Бывают сны, отражающие важнейшие переходные состояния в жизни человека; они описывают стадию главного метаболизма как для растущего, так и для больного субъекта.

Один из таких ключевых снов поведала русская женщина-психолог: "Этот сон приснился мне несколько лет тому назад. Вечером я оказалась на большой городской площади, ощущалось приближение какого-то праздника. На площади стояли машины, внешне напоминавшие автомобили конца XIX - начала XX вв. Я сидела в одной из этих машин и одевала светлое платье с кружевами, какие носили в ту пору. Кажется, это была новогодняя ночь между двумя столетиями. Мы сидели в машине, ожидая наступления полночи, вокруг сверкали огни иллюминации и фейерверков, праздник был в самом разгаре".

Прежде чем перейти к интерпретации, необходимо изучить сон подробнейшим образом. С одной стороны, есть ощущение праздника, таким образом, аспекты жизни и свободы налицо. Проблема заключается в способности к установлению отношений. В рассказанном сне происходит смена столетий: таким образом, мы сталкиваемся с реальностью души, осуществляющей переход от пяти лет к шести или от шести к семи годам, по сути, речь идет о том времени, когда ребенок, как полагают, начинает рассуждать, и поэтому его уже можно отправлять в школу. Все вроде бы хорошо, но не хватает биологических элементов: травы, воды, деревьев, тех элементарных вещей, которые обычно окружают нас в повседневной жизни.

Следовательно, перед нами человек, чье рациональное развитие происходит в сфере стереотипов, в системной среде вследствие полного повиновения. Действительно, эта женщина росла примерным, умным ребенком и всегда хорошо себя вела. Ее бабушка и тети были от нее в восторге: прекрасный ребенок, который в рациональном плане идеально постигает новизну окружающего мира. Она одета в наряд конца девятнадцатого столетия, то есть сохраняет психологически поведенческие модели своего детства, привитые ей бабушкой и мамой. Кроме того, она всю свою жизнь будет желанным человеком в обществе и сможет добиться прекрасных результатов, которые принесут ей внешнее уважение и удовлетворение, однако, в возрасте от тридцати восьми до сорока двух лет у нее начнется ужасный кризис: "Что я представляю собой для самой себя? Я прекрасный специалист, прекрасная мать и супруга, но лично для себя что я имею?" Дабы вернуть ей преданность стереотипам былого детского воспитания, перед ней встанут примеры ее бабушки и матери. Однако ей по-прежнему будет не хватать первой биологии души. Она видит огни фейерверков, но они не могут насытить организм. Итак, мы имеем дело с образцовой личностью, лишенной, однако, той закваски, которую создает онто Ин-се.

На просьбу прокомментировать мою интерпретацию, она ответила: "На рациональном уровне я не могу ответить, однако, мое тело понимает, что все совершенно правильно. Меня удивляет, что Вы так много говорили о бабушке, потому что в детстве я действительно жила с ней и чаще ездила в гости к родителям."

Проблема толкования сна является всего лишь делом техники. Важно понять это и постепенно с любовью начать изменяться, чтобы стать самим собой.


Читать дальше: Часть 4.



Категория: Цитаты из А.Менегетти | Добавил: kava (11.10.2010)
Просмотров: 607 | Рейтинг: 0.0/0