Цитаты А.Менегетти из книги «Образ и бессознательное».
Пример сновидения №23
Сон приснился молодому русскому военнослужащему, женатому и имеющему на протяжении десяти лет любовницу моложе себя, который обратился к психотерапевту, поскольку не мог сделать окончательный выбор между женой и любовницей. Этот сон рассказал его психотерапевт: "Ему приснилось, что он в каком-то учреждении разговаривает с молодой женщиной, к которой испытывает сексуальное влечение. Он сказал, что она была довольно обычно одета, однако, при этом обута в пуанты. Он очень удивился и спросил ее, почему она носит подобную обувь на работе. После этого он видит себя в форме курсанта военного училища, что вызывает в нем ужас и неприязнь. Он спрашивает самого себя, как он мог оказаться во сне курсантом, будучи в реальной жизни капитаном. Затем он оказывается в том же учреждении, но уже с другой женщиной. Что ему снилось дальше, он, по его словам, не запомнил".
Субъект оказывается в учреждении, уже сам этот факт свидетельствует о том, что его проблема связана с системой, а не с его личностью. Его образ жизни приспособлен исключительно к системе, в то же время он ничего не дает ему лично. В противном случае ему приснились бы вода, луг, красивый ландшафт, прогулка на лошадях, пикник на природе с вкусной едой и приятными напитками, то есть он оказался бы в близкой ему экологической среде. Во сне он увидел бы природу, наиболее близкую его организму (реку, море, солнце). Это наивысший уровень идентичности организмического Ин-се.
Если же во сне человек оказывается в учреждении или трамвае, это означает, что субъект обращен лицом к системе и, следовательно, находится в невыгодном для себя положении. В дальнейшем анализе сна следует обратить внимание на эту систему, понять, с каким комплексом она связана. Комплекс всегда свидетельствует о подключении монитора отклонения, морали и логико-исторического "Я". Сон свидетельствует о том, что, независимо от поведения субъекта, он неизменно оказывается поглощенным системой. В структуре его личности абсолютным превосходством обладают мораль или "Сверх-Я", монитор отклонения и логико-историческое "Я"; пространства для его онтоидентичности не остается, поэтому он достиг социального признания как военный, однако, как живой человек потерпел крах.
Среди военных или полицейских очень редки счастливые в экзистенциальном плане люди, поскольку человек в мундире подгоняется под рамки системы. Испытываемый субъектом страх (чувство ужаса) является единственным висцеротоническим ощущением, подтверждающим его жизнеспособность, частичное сохранение возможности правильного выбора в жизни, а также то, что он еще физически здоров, то есть не страдает серьезными заболеваниями. Постоянно совершаемая им ошибка заключается в том, что в выборе женщины он руководствуется интересами своей военной карьеры, поэтому предпочитает ту, которую можно выставить на показ, независимо от того, старше она или моложе. Живя в строгих рамках системы, он выбирает себе женщину системы, поэтому и не может достичь удовлетворения в экзистенциальном плане.
По сути, этот сон говорит об отчуждении субъекта от самого себя. В процессе психотерапии следует постепенно раскрывать субъекту содержание его сновидения, стремясь к тому, чтобы человек вновь обрел себя. Для этого необходимо обратиться к его детству, юности, затронуть все внутренние моменты, подводя человека к рациональному осознанию пережитых им сознательных фрустраций, предложить помечтать о том, как бы он повел себя, если бы можно было начать все сначала: что бы ему хотелось сохранить, а что - стереть из своей памяти. Последовательная работа постепенно подводит субъекта к осознанию собственной внутренней истины. Предположим, что в прошлом субъект хотел стать врачом, музыкантом или театральным режиссером: на этой стадии необходимо установить экономические отношения между его амбициями и настоящим возрастом. Юные годы героя этого сна отражены испытываемым им страхом. На этой стадии психотерапевту следует перейти к стимулированию клиента: "Ты хотел стать тем-то и тем-то, но выбрал совершенно противоположный путь, однако, сегодня ты уже взрослый, у тебя есть деньги, определенный вес в обществе. В восемнадцать лет ты был никем и ничего не имел. Пойдем на исторический компромисс и обратимся к твоему врожденному онто Ин-се: с тем багажом, которым ты располагаешь сегодня (деньги, образование, женщины, возраст и т.п.), что ты можешь сделать?"
Неважно, сколько времени потребуется для достижения задуманного - пять или десять лет, несомненно одно, что лишь так субъект сумеет спасти свое будущее и совершенно точно обретет более богатый и здоровый жизненный опыт. В противном случае лучшее в его жизни останется навсегда в прошлом. Субъект способен изменить свое будущее в свою пользу, даже если ему придется вернуться назад и пять лет посвятить учебе в институте, но что такое пять лет перед лицом жизни? Если же он не пожелает измениться, то его ждет преждевременная старость. На этой стадии психотерапии выбор остается за пациентом. С точки зрения экономики личности следует помнить о том, что каждый день является первым днем будущего, которое я могу изменить.
В заключение укажем на два присутствующих во сне элемента, которые свидетельствуют о том, что его Ин-се еще живо. Во-первых, это чувство удивления при виде женщины, обутой в пуанты, и, во-вторых, его страх. Если человек внутренне мертв, то в его сновидениях Ин-се хранит молчание. Внутренне мертвый человек воспринимает все системные сцены, в которых он оказывается, совершенно спокойно, подобно винтику в часовом механизме. Они не встречают в его душе никакого противодействия, никакого сопротивления, он воспринимает все происходящее совершенно обыденно, хотя на самом деле это чистая шизофрения. К такому клиенту следует подходить со спокойствием, постепенно приучая его к естественному контакту с миром, то есть необходимо проведение экологической психотерапии (в общении с природой дать ему почувствовать вкус чистой воды, свежий запах зелени; либо, например, во время еды обратить его внимание на то, какое вкусное блюдо он ест).
По сути, речь идет о том, чтобы постепенно завязать первый контакт с природой в любом виде, пробудить восприимчивость, вернуть к жизни весь спектр органических восприятий. Восстановление органической жизнедеятельности приводит к возобновлению деятельности онто Ин-се. Безусловно, наряду с этим пациент не должен забывать о выполнении собственных социальных и экономических обязательств, чтобы психотерапия не превратилась в инфантильно-зомбический натурализм.
Сновидение, подобно семантическому полю, позволяет точно определить, с кем мы имеем дело, - с личностью или человеком-роботом. Следует научиться выявлять таких "роботов" с детских лет: в противном случае, повзрослев, они приспосабливаются к жизни среди людей и могут стать политическими лидерами или крупными предпринимателями, всемерно способствующими развитию цивилизации такого типа, который крайне усиливает область логико-исторического "Я", исключая область врожденного ума.
Действительно, человек утратил подобные знания вследствие постоянных вторжений, что привело к укреплению "Сверх-Я", окончательно подавившего естественный ум. Под "естественным" я подразумеваю не образ жизни, присущий примитивным народам или растениям, но момент зарождения духовной деятельности, то есть наиболее натуральный, неподдельный момент в гениальности нашего ума. Если при проведении психотерапии вы сталкиваетесь с "роботом", то есть эмоционально закрытым человеком, то следует использовать ключевые слова, позволяющие открыть доступ к эмоциональному миру, но при этом устанавливая психоэмоциональный блок. Подобные клиенты вначале производят впечатление наиболее развитых, гениальных личностей, вызывая при контакте либо чувство опасения, либо наибольший интерес, любопытство, желание давать, располагая к себе, однако, в подобных случаях психотерапевту необходимо сохранять внутреннюю беспристрастность и реагировать исключительно на рациональном уровне.
Пример сновидения №24
Молодая девятнадцатилетняя женщина, красивая, умная, обеспеченная и свободная, тем не менее, обладает ярко выраженной инфантильной внешностью. Своим сложением и манерой одеваться она напоминает маленькую девочку лет семи-девяти, хотя уже учится в университете. Она осознает инфантильность своего облика, из-за которого ее избегают; у нее нет близких друзей, прежде всего, среди юношей. Впрочем, она сама не желает никаких отношений, более того, у нее полностью отсутствует всякий интерес эмоционально-чувственного или сексуального характера. Однако ее, как женщину умную, удивляет это полное безразличие. Она прекрасно исполняет все свои социальные обязанности, в том числе связанные с учебой, однако, по-прежнему сохраняет свое инфантильное состояние, которое ей, к тому же, еще и нравится. Ее мучает предчувствие, что со временем это может привести к достаточно тяжелым соматическим нарушениям, а, значит, полностью заблокировать процесс ее жизненного развития. Мой диагноз: психическая фригидность, то есть волевая и инстинктивная недостаточность, потеря интереса к жизни.
Ей снится дорога, пролегающая среди деревьев. Все завалено снегом, она видит мужчину, который берет за руку девочку, но снег покрыт льдом, и льдинки периодически прокалывают пальтишко на девочке. Девочка продолжает держать мужчину за руку, ей хочется пойти с ним; мужчина очень высокий и взрослый. Когда она закончила рассказ, я спросил: "Не помните ли Вы такого случая в детстве, когда, гуляя зимой с отцом, Вы сильно замерзли, и он укутал Вас в свое пальто? Не довелось ли Вам почувствовать в теплых отцовских объятиях мужскую эрекцию и испытать подлинное эмоционально-сексуальное переживание?" Оказалось, что ей действительно довелось пережить подобное.
Что же случилось в структуре ее личности? Она пережила этот крайне любопытный опыт, испытав полное ощущение эмоционально-сексуального совокупления. Несомненно, это не был плотский сексуальный контакт между отцом и дочерью; отец обнимал ее, защищая от холода и кутая в свое пальто. Однако девочка была достаточно умна, чтобы уловить сексуальность этого момента, непозволительного с точки зрения норм, принятых обществом, матерью и т.д. Поэтому уже в шесть-семь лет у нее формируется новообразование внутри психической деятельности, возникает чувство верности этому событию. Эта сцена, которая произвела на нее столь сильное впечатление, подвергается цензуре; она еще маленький ребенок, не осознает этого и забывает о том, что произошло, следовательно, ничего не было, и она невиновна. Скорее всего, ее отец даже ничего не заметил. Однако в ребенке ядро этой психической динамики сохраняется нетронутым и действует автономно от "Я".
Ей снится это событие, следовательно, эта первичная сцена, еще действующая на организмическом уровне, актуальна и по сей день. Во сне эта часть ее психики испытывает наслаждение и удовлетворение, то есть происходит запрещенное действие: девушка совершенно не осознает происходящее, однако, следствием этого становятся задержка роста и нежелание взрослеть.
Для обретения жизненной независимости в отношениях с миром необходимо высвободить это динамическое ядро комплекса и приучить его к зрелой рациональной ответственности. В том, что произошло, не было ничего греховного, это обыкновенное, естественное и даже прекрасное событие; оно недопустимо с точки зрения социума, но это уже другая проблема, связанная с пониманием ценностей честолюбия, то есть власти, послушания, безопасности и жизни. Сегодня девушка может вербализовать это жизненное глобальное переживание и получить к нему свободный доступ. Ее первым мужчиной стал собственный отец, однако, с ним подобные отношения непозволительны, но ведь существуют и другие мужчины, с которыми можно вновь пережить этот высший опыт.
Каковы те основные составляющие, которые превращают комплекс в динамическую ситуацию, нефункциональную для субъекта? Ошибка контекста состоит в том, что он распоряжается новизной действий, исходя из прежних переживаний, воспоминаний и знаний. Таким образом, субъект включается в новое действие, используя бесполезные оперативные модели из другой реальности, не связанной с настоящей ситуацией. Когда человеку снится бабушка, друг-неудачник или умерший отец, это означает, что спящий использует ошибочные модели, неспособные принести ему пользу. Это не значит, что его отец или бабушка имели негативную психологию, но субъект оценивает себя мерками их опыта и времени, однако, истину одного человека нельзя автоматически применить к реальности другого. Каждый человек сам создает свою истину, но если он подражает другим, то происходит отчуждение.
Вернемся к примеру сновидения №22, действие которого происходит в конце XIX — начале XX вв. В данном случае ошибку субъекта отражает тот факт, что женщина была одета в старинную одежду, которую некогда носила ее бабушка. Следовательно, ее ошибка заключается в том, что в своей жизни она руководствуется правилами и сохраняет менталитет, которые были свойственны ее бабушке. Комплекс выстраивается из моделей поведения, не связанных с текущими реальными требованиями. Он навязывает стратегию оперативных структур, нефункциональных для роста субъекта. Он действует подобно тому, кто пытается налить новое вино в старые бочки.
Новизне жизни должны сопутствовать новые модели поведения. Чужой опыт, даже наиболее близкий, никогда нельзя применять к собственной душе. Таким образом, данный тип матери, доктора, учителя сам по себе не является негативным или предопределяющим исключительно негативное развитие: ошибочен тот миф, который субъект выстраивает из этих стереотипов. Стереотипные модели, циклично воспроизводимые на протяжении веков в рамках жизненных знаний, создают предпосылки возникновения искажающего комплекса. Ошибка упомянутой в начале данного раздела пациентки заключается в абсолютизации своих детских, пусть и прекрасных отношений с отцом, которые превращаются ею в исключительные и оптимальные на протяжении всей жизни, являясь в действительности комплексом вины.
Пример сновидения №25
Во время одного из резиденсов, посвященных проблемам профессионального роста, женщина-психотерапевт из Южной Америки рассказала следующий сон: "Я очутилась в каком-то то ли недостроенном, то ли полуразрушенном доме, там была еще одна красивая женщина, которая пыталась навести в нем порядок. Мой брат помогал ей, я упала на диван, а затем появилась моя мать. Кроме того, в этом доме был курятник, от которого было очень много грязи. Это вызвало у меня чувство легкого отвращения, и я проснулась".
А.М.: "Почему это вызвало у тебя отвращение?"
Р.: "Я люблю чистоту. Моя мать тоже помешана на чистоте".
А.М.: "Твоя мать помешана на чистоте, но сон говорит о противоположном. Образ курицы указывает на женскую личность, способную клевать, пачкать, нести яйца, короче говоря, неприятно удивлять субъекта. В твоем сне встречается целый курятник. Что тебе напоминает эта ситуация?"
(Молчание рассказчицы).
В данном случае мы имеем дело с сильно развитой патологией. Возможны два варианта: либо сон напоминает тебе о какой-то сцене, разыгравшейся ранее, либо говорит о том, что ты попала в "грязное", неприятное положение. Однако во сне никогда не затрагиваются былые воспоминания, ибо сновидение указывает на текущее, происходящее сегодня действие. Следовательно, речь идет о твоем нынешнем положении. Сон подтверждает это, используя образы прошлого для описания динамической действительности. Что ты об этом думаешь?"
(Молчание рассказчицы).
В данный момент создается блок сопротивления, молчание говорит о том, что субъект отстраняется от психотерапевта, пытаясь скрыть "грязь в курятнике". Чему здесь удивляться? Каждый защищает то, что ему больше нравится, что его больше удовлетворяет. Сопротивление -это позиция, которая служит субъекту для защиты негативного.
А.М.: " Как могла женщина оказаться в курятнике?"
(Молчание рассказчицы).
А.М.: "У тебя есть брат?"
Р.: "Да".
А.М.: "Какие у вас отношения?"
Р.: "В детстве были очень хорошие, мы играли вдвоем. Затем мы отдалились друг от друга. Но у меня остались о нем хорошие воспоминания".
А.М.: "В какие игры вы играли?"
Р.: "В солдатики, конструктор... Я всегда соглашалась играть в его игры. Я вспомнила другой сон: в комнате моего брата оказался конь, я села на него и испытала оргазм".
А.М.: "Что, по-твоему, означает этот сон?"
(Молчание рассказчицы).
Это вина, требующая наказания по закону, и закон, устанавливающий эту вину. Образуется порочный круг: как операторы вины и закона вы оба обречены на кастрацию. Мне представляется, что твое сопротивление порождено следующим: семья священна для тебя, отношения между братом и сестрой строго регламентированы и не подлежат обсуждению. Воспоминания должны быть совершенно невинными, однако, сегодня ты сталкиваешься с ситуациями, в которых не знаешь, как действовать, следовательно, здесь вмешивается нечто другое. Для природы не имеет значения, кто именно, твой брат или твоя мать. Ты готова признать, что вы с братом пытались доставить друг другу удовольствие".
Р.: "Да, конечно, и мне это нравилось".
А.М.: "Не надо впадать в ступор, ведь та прекрасная женщина, которая приснилась тебе, это именно ты, а не твоя мать. Стереотип реализовался, матрица осуществила свою пересадку, реинкарнацию. Это свидетельствует о наличии действующего комплексуального центра: матрица действует совершенно самостоятельно, и ты пытаешься справиться с этим на внешнем уровне, но бездействуешь в душе. Я не заставляю тебя измениться во что бы ни стало, однако, если ты не разберешься с этим ядром, то не сможешь развиваться. Курятник в доме: как ты думаешь, кто победит - курятник или дом?"
Р.: "Курятник" (кивая головой в знак согласия).
А.М.: "Данная ситуация свидетельствует о вероятности зарождения новообразования в области позвоночника — там, где позвонки опираются на крестец (пациентка периодически страдала от болей в позвоночнике), поскольку ты, хозяйка дома, не сообразуешь свое поведение с тем стилем, который предлагает тебе жизнь. Подобный стиль поведения этой женщины сформирован под влиянием того, как она училась использовать брата. У девочек быстрее и сильнее развивается чувство эгоизма, превосходства, первенства; мальчики развиваются значительно позже. Девочки созревают быстрее во всех отношениях, прежде всего, в своем желании лидировать любой ценой. Поэтому, если у девочки появляется младший брат, он оказывается у нее в подчинении и становится ее сообщником: женщина готова на все, лишь бы отстоять свое право первородства.
Вспомни, например, играя со своим братом в солдатики, ты испытывала от этого удовольствие или стремилась доказать свое превосходство над ним?
Р.: "Действительно, мне рассказывали, что я заходила в комнату к брату и заставляла его играть со мной: как только он расставлял солдатиков и сооружал крепость, я заявляла ему, что мне надоело, я больше не хочу с ним играть, и уходила".
А.М.: "Все понятно, не так ли? Ты приходишь, будоражишь его, а затем говоришь, что тебе надоело. Сколько раз ты так поступала?"
Р.: "Действительно, я частенько делала так".
А.М.: "На сколько лет ты старше своего брата?".
Р.: "Почти на три".
AM.: "Итак, ты стремишься к экзистенциальному первенству, но при этом не желаешь "вырасти из пеленок", продолжая играть в куклы. В действительности ради подобной ерунды ты ставишь на кон свой высший потенциал, все лучшее в себе и в результате, теряя функциональную точку опоры, проигрываешь. Каждого нового мужчину ты обрабатываешь так же, как своего брата. Однако сегодня тебе приходится много и усердно работать в профессиональном плане, неужели же ты думаешь, что сможешь продвинуться, если внутри тебя будет по-прежнему оставаться этот "курятник"? Первая потеря происходит в профессиональной сфере: из-за отсутствия выгодных отношений ты утрачиваешь позиции лидера; кроме того, помимо профессионального аспекта ты расплачиваешься и в личном плане, дела не идут.
Вначале мы выяснили, что символизирует курица. А курятник? Он олицетворяет игру женщин, регресс, порожденный отношениями между женщинами. Свершению ошибки, допускаемой одной женщиной в отношениях с мужчиной, предшествует ее предварительная обработка другой женщиной, которая посредством семантического поля манипулирует ею в собственных интересах. Позволив другой паразитировать на себе, женщина связывает собственный регресс с фактом приближения мужчины, в результате чего регрессивный характер приписывается именно этим отношениям с мужчиной.
Перед любой девочкой всегда стоит мать. Она знает о том, как складываются взаимоотношения между детьми в семье, и не возражает против этого: "Они мои дети..." Она завладевает душой обоих, используя социальные категории вины и греха, чем закрепляет их регресс. Спустя некоторое время игра окончательно запутывается, и уже невозможно понять, кто побеждает - мужчина или женщина, однако, при этом неизменно возвращается рефлективная матрица.
Если подобный сон снится сегодня, следовательно, субъект использует такие методы именно сейчас в своих взаимоотношениях с подругой, с клиентом, в телефонном разговоре... Знакомясь с мужчиной, она ждет от него джентльменского отношения, оказания ей знаков внимания как женщине - так называемому слабому полу, поэтому каждый мужчина должен боготворить ее, дабы избежать гнева такой женщины. Кроме того, существует также принцип третьего поколения стереотипа: мать "оплодотворяет" дочь, та - свою, и ее дочь, становясь в свою очередь матерью, - свою. С каждым новым переходом матрицы ситуация ухудшается, в третьем поколении она консумируется (то есть поглощается) и восстанавливается в первоначальном виде. В третьем поколении она вызывает наибольшую предрасположенность к патологии, что может закончиться шизофренией или психосоматическим заболеванием, то есть самоистощением. При каждом переходе матрица усиливается как стартер патологии.
Обстановка курятника отражает стратегию собственнического первенства в рамках группы, состоящей из трех или более женщин, при которой восстанавливается стиль поведения, усвоенный в детстве от матери, в окружении детей, тетей, бабушек. В настоящий момент субъект живет в окружении нескольких женщин и одного мужчины, который используется как средство для достижения личных целей, что приводит к возникновению навязчивого повторения первой диады по принципу эффекта сети". |