Вторник, 01.10.2024, 16:24

Увлечения и сновидения

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Цитаты из А.Менегетти

Возникновение комплекса

Цитаты А.Менегетти о возникновение комплекса из книги «Образ и бессознательное»

Природа комплекса

Реальность монитора отклонения и совокупность интеллектуальных, традиционных и культурных структур вступают во взаимодействие, формируя в конечном итоге то, что называется деятельностью комплекса. "Комплекс" означает деятельность психики, автономную от сознательного "Я", поскольку она не подчиняется его логико-волевым решениям. Сам по себе комплекс не является патологической реальностью; это психическая реальность, образующаяся в результате достигнутого соглашения между социальными требованиями и биологическими потребностями индивида.

Комплекс способен вступать в непосредственное взаимодействие с любой частью нашего организма. Его влияние оказывается более сильным, нежели логико-исторического "Я", поскольку влияние это накапливает в себе более мощную энергию по сравнению с той, которой реально владеет "Я". Это реальность онто Ин-се, которая подвергается запрету и цензуре со стороны действующей морали логико-исторического "Я". Комплекс способен напрямую контактировать с любой областью познаваемой реальности. Он свободен от цензуры социальных норм, действует исключительно на биологическом уровне и неспособен влиять на социально-психическую эволюцию общества.

Комплекс становится причиной образования любого психосоматического заболевания, любого умственного расстройства (от шизофрении до невроза) и любой ошибки в политико-экономической сфере. В сущности, комплекс таким образом активизирует реальность, что это становится невыгодным логико-историческому "Я". Это сила или совокупность сил, которые были заблокированы в детском возрасте и не получили должного развития в социальном, профессиональном, психологическом и моральном плане. Эта сила сохраняет свое первоначальное состояние и стремится реализовать себя путем прямой агрессии, не обладая возможностью рационального опосредования.

Комплекс подменяет собой разум: пока субъект не прошел психотерапию аутентификации, все его поступки по большей части регулируются комплексом, а не логикой выгоды. Комплекс, втайне от субъекта, является главным распорядителем его уже взрослой жизни: в личных и деловых отношениях именно комплекс первым осуществляет свой выбор, тем самым предопределяя выбор "Я". В процессе психотерапии аутентификации комплекс не разрушают, а напротив, идут ему навстречу, анализируют, осмысливают и постепенно развивают до зрелого состояния в зависимости от потребностей субъекта.

Вот конкретный пример. Молодая девятнадцатилетняя женщина, красивая, умная, обеспеченная и свободная, тем не менее, обладает ярко выраженной инфантильной внешностью. Своим сложением и манерой одеваться она напоминает маленькую девочку лет семи-девяти, хотя уже учится в университете. Она осознает инфантильность своего облика, из-за которого ее избегают; у нее нет близких друзей, прежде всего, среди юношей.

Впрочем, она сама не желает никаких отношений, более того, у нее полностью отсутствует всякий интерес эмоционально-чувственного или сексуального характера. Однако ее, как женщину умную, удивляет это полное безразличие. Она прекрасно исполняет все свои социальные обязанности, в том числе связанные с учебой, однако, по-прежнему сохраняет свое инфантильное состояние, которое ей, к тому же, еще и нравится. Ее мучает предчувствие, что со временем это может привести к достаточно тяжелым соматическим нарушениям, а, значит, полностью заблокировать процесс ее жизненного развития. Диагноз: психическая фригидность, то есть волевая и инстинктивная недостаточность, потеря интереса к жизни.

Пациентку эту попросили рассказать какой-нибудь сон. Ей снится дорога, пролегающая среди деревьев. Все завалено снегом, она видит мужчину, который берет за руку девочку, но снег покрыт льдом, и льдинки периодически прокалывают пальтишко на девочке. Девочка продолжает держать мужчину за руку, ей хочется пойти с ним; мужчина очень высокий и взрослый. Когда она закончила рассказ, ее спросили: "Не помните ли Вы такого случая в детстве, когда, гуляя зимой с отцом, Вы сильно замерзли, и он укутал Вас в свое пальто? Не довелось ли Вам почувствовать в теплых отцовских объятиях мужскую эрекцию и испытать подлинное эмоционально-сексуальное переживание?" Оказалось, что ей действительно довелось пережить подобное.

Что же случилось в структуре ее личности? Она пережила этот крайне любопытный опыт, испытав полное ощущение эмоционально-сексуального совокупления. Несомненно, это не был плотский сексуальный контакт между отцом и дочерью; отец обнимал ее, защищая от холода и кутая в свое пальто. Однако девочка была достаточно умна, чтобы уловить сексуальность этого момента, непозволительного с точки зрения норм, принятых обществом, матерью и т.д. Поэтому уже в шесть-семь лет у нее формируется новообразование внутри психической деятельности, возникает чувство верности этому событию.

Эта сцена, которая произвела на нее столь сильное впечатление, подвергается цензуре; она еще маленький ребенок, не осознает этого и забывает о том, что произошло, следовательно, ничего не было, и она невиновна. Скорее всего, ее отец даже ничего не заметил. Однако в ребенке ядро этой психической динамики сохраняется нетронутым и действует автономно от "Я". Ей снится это событие, следовательно, эта первичная сцена, еще действующая на организмическом уровне, актуальна и по сей день. Во сне эта часть ее психики испытывает наслаждение и удовлетворение, то есть происходит запрещенное действие: девушка совершенно не осознает происходящее, однако, следствием этого становятся задержка роста и нежелание взрослеть.

Для обретения жизненной независимости в отношениях с миром необходимо высвободить это динамическое ядро комплекса и приучить его к зрелой рациональной ответственности. В том, что произошло, не было ничего греховного, это обыкновенное, естественное и даже прекрасное событие; оно недопустимо с точки зрения социума, но это уже другая проблема, связанная с пониманием ценностей честолюбия, то есть власти, послушания, безопасности и жизни. Сегодня девушка может вербализовать это жизненное глобальное переживание и получить к нему свободный доступ. Ее первым мужчиной стал собственный отец, однако, с ним подобные отношения непозволительны, но ведь существуют и другие мужчины, с которыми можно вновь пережить этот высший опыт.

Каковы те основные составляющие, которые превращают комплекс в динамическую ситуацию, нефункциональную для субъекта? Ошибка контекста состоит в том, что он распоряжается новизной действий, исходя из прежних переживаний, воспоминаний и знаний. Таким образом, субъект включается в новое действие, используя бесполезные оперативные модели из другой реальности, не связанной с настоящей ситуацией. Когда человеку снится бабушка, друг-неудачник или умерший отец, это означает, что спящий использует ошибочные модели, неспособные принести ему пользу. Это не значит, что его отец или бабушка имели негативную психологию, но субъект оценивает себя мерками их опыта и времени, однако, истину одного человека нельзя автоматически применить к реальности другого. Каждый человек сам создает свою истину, но если он подражает другим, то происходит отчуждение.
Комплекс выстраивается из моделей поведения, не связанных с текущими реальными требованиями. Он навязывает стратегию оперативных структур, нефункциональных для роста субъекта. Он действует подобно тому, кто пытается налить новое вино в старые бочки. Новизне жизни должны сопутствовать новые модели поведения. Чужой опыт, даже наиболее близкий, никогда нельзя применять к собственной душе.

Таким образом, тип матери, доктора, учителя сам по себе не является негативным или предопределяющим исключительно негативное развитие: ошибочен тот миф, который субъект выстраивает из этих стереотипов. Стереотипные модели, циклично воспроизводимые на протяжении веков в рамках жизненных знаний, создают предпосылки возникновения искажающего комплекса. Ошибка упомянутой в начале данного рассказа пациентки заключается в абсолютизации своих детских, пусть и прекрасных отношений с отцом, которые превращаются ею в исключительные и оптимальные на протяжении всей жизни, являясь в действительности комплексом вины.

Комплекс скрывается во втором, висцеротоническом мозге; именно поэтому он способен непосредственно воздействовать на психосоматику или обуславливать любые отклонения в поведении субъекта. Поначалу деятельность комплекса представляет собой чистую, совершенную энергию; это спонтанное и естественное онто Ин-се. Вследствие дальнейшего подавления в результате всевозможной цензуры, налагаемой обществом (семьей, школой и т.д.), он оказывается вытесненным, лишая эту жизненную часть перспектив для дальнейшего развития.

Негативность комплекса заключается в невозможности его развития, что приводит к навязчивому повторению: он периодически воспроизводит первичную сцену исключительно ради её реализации. Он стремится к осуществлению регрессивной и инфантильной цели, не соответствующей взрослым потребностям взрослого человека. Детские привычки убивают взрослого человека. Во сне комплекс нередко появляется в образе ребенка (инстинкты, не получившие должного развития) либо, в более тяжелых случаях, выступает в облике карликов, гномов: это части чистой психической энергии, не получившие исторического развития согласно функциональной логике субъекта.
Комплекс ежедневно заботится о своем выживании и перестраивается, используя эмоционально-чувственные и семейные отношения любого типа. Он стремится к воспроизведению первичной сцены даже в шестьдесят лет, что обуславливает весь жизненный путь субъекта, вынуждая его вступать в кастрирующие отношения, которые возвращают его в прошлое. Так, например, девушка, о которой мы говорили, продолжает жить в своем старом доме, оставаясь преданной своему отцу, мачехе и брату, и даже спит в той же кровати, в которой спала в свои шесть лет. Комплекс подпитывается не столько конкретными отцом, матерью или партнером, сколько "данной" типологией отца, матери или партнера.

В будущем, когда субъект создаст свою семью и сам станет родителем, он посредством семантического поля будет формировать поведение биологически зависимых от него субъектов, продолжая внушать своим детям недопустимость определенных вещей (например, нельзя смотреть на своего голого отца). Таким образом, комплекс вины, сохранившийся у этого субъекта с детства, обретает новую жизнь в зависимых от него субъектах. Впрочем, неправы и те родители, которые предоставляют своим детям полную свободу. Не взрослый должен обеспечивать ребенку свободу для эксперимента, но сам ребенок обязан постепенно отстаивать себе пространство для роста, свободы и действия.

Представим, что четырехлетняя девочка случайно видит пенис своего отца. Отец может сказать, например, следующее: "Красиво, правда? В будущем у тебя тоже будет свой друг, а это только для мамы". Тогда ребенок идет к матери: "Мама, ты знаешь...". Мать отвечает: "Дорогая, у тебя этого будет сколько угодно, но именно этот принадлежит только мне". Детям требуется в жизни ясность и простота. И не стоит говорить о том, что они еще чего-то не понимают: трехлетние дети не видят в наготе человека ничего предосудительного и не испытывают при этом никаких комплексов вины. Кроме того, совершенно неверно то, что люди забывают многое из случившегося с ними в детстве: мы помним абсолютно все, что потрясло наше воображение, и эти сильные впечатления следует переживать свободно в целях индивидуального развития.

В основе комплекса всегда лежит первичная сцена, которую в онтопсихологии более корректно определяют как "матричный образ". Почти всегда она носит сексуальный или агрессивный характер, то есть мы сталкиваемся с энергией, которая была заблокирована либо в сексуальной, либо в агрессивной области. Ребенок в своем своеволии невинен даже в убийстве, как невинен убивающий лев. Примером такой первичной сцены из сексуальной сферы может послужить уже упоминавшаяся история девушки, не сумевшей отстраниться от переживания эмоционального совокупления с собственным отцом, что отразилось на ее физическом развитии, обусловив неспособность к нормальным сексуальным отношениям и внутреннее стремление вновь и вновь переживать первые эмоции, испытанные в шестилетнем возрасте.

Примером подавления агрессивности для нас может стать мать, которая под гнетом социальных, семейных или религиозных устоев вынуждена растить нежеланного ребенка. В действительности женщина нередко в сокровенной глубине своего бессознательного желает избавиться от ребенка еще в зародыше. Ребенок регистрирует эту агрессивность в собственном бессознательном, однако, мать при этом внешне выказывает ему больше любви, чем другим, стремясь сгладить свою вину за то, что когда-то помышляла об его убийстве. Отношения любви становятся лишь прикрытием для первичной спонтанной агрессивности материнского бессознательного. Со временем у детей, чьи матери пережили подобное эмоциональное состояние, возникают серьезные психологические проблемы или отклонения в общественном поведении.
Пока еще никому не довелось встретить человека, страдающего от проблем, если он был рожден в спонтанности материнского удовольствия, естества и любви. С другой стороны, представим себе существо, живущее девять месяцев внутри организма женщины, которая ненавидит его из-за того, что вся ее дальнейшая жизнь будет обусловлена этим ребенком. Женщина может изменить свой ум или свое сердце, но она не в состоянии изменить свои клетки: зародыш и плацента живут в симбиозе. Потому лучше рекомендовать сделать аборт (до трех месяцев), нежели сохранить беременность в угоду общественному мнению.

Иногда женщина вроде бы сознательно хочет родить ребенка, однако, на инстинктивном и организмическом уровне ей ненавистно это событие. Одна из пациенток не могла никак понять, почему она не может родить ребенка. Анализ ее сновидений показал, что, думая о будущем ребенке, она всегда представляет себе мальчика, однако, первая же мысль о маленьком мальчике ассоциируется у нее с ненавистным братом, который с детства отбирал у нее всю родительскую любовь. Поэтому бессознательное говорит ей: "Если у меня родится мальчик, я буду страдать, как страдала раньше". Поэтому, несмотря на все ее сознательное стремление забеременеть и абсолютное здоровье, включается система автоматической биологической защиты ее утробы, отвергающей возможность этого события. Следовательно, если эта женщина действительно хочет ребенка, ей необходимо понять, что она давно уже взрослая, сама себе хозяйка и, значит, со спокойной душой может обзавестись сыном, которого раньше на самом деле не желала, разрушив прежнюю защитную агрессивность.

Удаление комплекса

Для удаления комплекса в рамках онтопсихологии применяется следующий метод: с согласия и одобрения клиента онтопсихолог анализирует ситуацию, вербализуя ее для логико-исторического "Я" клиента на протяжении нескольких сеансов до тех пор, пока субъект не осознает своей ответственности перед лицом бессознательного факта. После того как клиент осознает очевидность существования комплекса, психотерапевт, как умелый техник жизни, дает ему отдельные практические указания относительно его поведения. При онтопсихологической терапии принимаются в расчет следующие факторы: анализ, очевидность комплекса, техника вмешательства.

Осуществляет техническое вмешательство сам клиент, онтопсихолог лишь обучает его способу вмешательства. Операцию производит обязательно сам клиент, так как никто во всем мире неспособен его заменить в этом. Он должен осуществить метанойю: изменить свою личность, привычки, образ жизни, чувства, лишь в этом случае формальное отклонение исчезает, и энергия комплекса преобразуется в личное развитие. Действительно, комплекс существует лишь до тех пор, пока жертве нравится такой образ жизни, и она охотно идентифицирует себя с ним.

Кроме того, нельзя бороться с комплексом, следует понять его и обратить в функциональность. Чем больше субъект борется с комплексом, тем сильнее становится последний, вплоть до уничтожения своего носителя, поскольку борьба означает внутреннее противостояние единой психодинамики. Так, например, бесполезно требовать от алкоголика, чтобы он перестал покупать водку и приносить ее в дом, дабы избежать искушения; важно, чтобы он сам решил бросить пить, это единственно действенное решение проблемы.

Психотерапевту при встрече с личностью, страдающей неврозом на религиозной почве, лучше воздержаться от вмешательства. Например, у субъекта может быть следующее убеждение: "Я никогда не должен прикасаться к женщине, так как святые отцы считают женщину исчадием ада, проклятием для мужчины". Он подкрепляет свои аргументы тем, что так говорит Бог или святой Алексий и т.д. Психотерапевт не может сражаться с идеологией великого святого. Искусство психотерапии также требует соблюдения профессиональной этики. Как правило, в наиболее тяжелых случаях говорят больному: "Ну что же, если твоя жизнь тебя не волнует, то меня она волнует еще меньше. Если же ты действительно хочешь жить, трудись во имя своей жизни так же, как я тружусь во имя моей". Кроме того, многие религии утверждают обратное тому, что проповедует христианство.

Позиция онтопсихолога, ученого или медика состоит в том, чтобы служить всем людям, желающим жить, тогда как любая религия, напротив, проповедует насилие над другими, провозглашая себя единственно истинной. Как бы то ни было, психотерапевту не следует сражаться с идеологией любого типа (политической, религиозной, сектантской, философской), поскольку борьба может оказаться слишком жесткой. При идеологических разногласиях психотерапевт должен обращаться исключительно к "Сверх-Я" клиента, а не к истинности последнего.

Категория: Цитаты из А.Менегетти | Добавил: kava (04.10.2010)
Просмотров: 2151 | Рейтинг: 5.0/1