Вторник, 01.10.2024, 16:28

Увлечения и сновидения

Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Цитаты из А.Менегетти

Негативная психология
Цитаты из книги А.Менегетти "Основы онтопсихологической психотерапии".

 

Прежде всего, хотелось бы отметить два важных момента, которые всегда существовали в истории человечества.
1) Первое — это магнетизм предметов. Человечество всегда признавало существование всевозможных талисманов, и каждая культура по-своему определяла предметы, приносящие удачу или, наоборот, вызывающие неприятности.
Можно обнаружить это явление на химическом уровне: одни вещества благотворно влияют на наш организм, а другие наносят ему вред. Даже при переливании крови необходимо определять ее группу, иначе, вместо того чтобы вылечить человека, можно его убить.

2) Второй момент связан со всей нашей культурной традицией. С древнейших времен существовало понятие белой и черной магии: весь мир верит в эти феномены. Начиная с римских императоров и до наших политических деятелей, люди всегда верили в существование колдовства, сглаза, белой и черной магии. Психический фетишизм проявляется и в элементах нашей одежды.

Онтопсихология называет это как свободное пересечение семантических полей.

Среди прочего, семантическое поле передает эмоциональное состояние субъекта. Предположим, что за обедом вы сидите с человеком, который вам крайне неприятен. Даже если перед вами любимое блюдо, присутствие этого человека будет вызывать реакцию отторжения во всем вашем организме. А если вы ограничиваетесь куском хлеба и глотком воды, но делите их с приятным для вас человеком, то все идет прекрасно, и ваш организм находится в расслабленном состоянии. То же самое касается эротических ощущений: стоит только подумать о любимом или привлекательном для вас человеке, а тем более оказаться с ним рядом, как вы заметите некоторое оживление половых органов. Если же на его месте окажется человек, неприятный вам с эротической точки зрения, половые органы тут же потеряют стимул к деятельности.

На основании этих и других примеров можно утверждать, что существует положительное и отрицательное влияние. Естественно, что положительность или отрицательность оцениваются по результатам, обнаруживаемым в субъекте, который получает определенный импульс.

Все мировые религии затрагивают вопрос о добре и зле, утверждая, что следует молиться святым, прося защиты от зла, которое постоянно рядом с нами. Все эти представления существуют столько, сколько существует человек. Поэтому необходимо установить реальность, которая скрывается за этими мифами.

Если сорвать с дерева лист и бросить его на землю, то он засохнет в течение одного дня. Но если листок надломить и оставить на дереве, то он будет засыхать дольше, может быть, два или три дня, в то время как живые листья в непосредственной близости от него потеряют часть жизненной силы. Дело в том, что мертвый лист продолжает поглощать энергию, и живой лист должен производить ее для себя и для умирающего листа. Необходимо научиться языку общения, который существует между человеком и растениями. У растений особая чувствительность к негативному человеку. Так, в присутствии определенных людей некоторые растения вянут, хотя и получают достаточно воды; у других же людей они активно растут.

Например, когда утверждается, что мать негативно влияет на сына, то имеется в виду, что взаимодействие между ними является наихудшим по своему характеру. В той мере, в какой мать совершенно осознанно любит сына, отказываясь от себя во имя другого человека, жертвуя всем ради него, в той же мере она губит и насилует объект своей полной самоотдачи и любви.

Или, возьмем, например, две пары родителей, одна из которых больна раком, а другая туберкулезом, и поменяем их детей, родившихся в один день. Каждая пара воспитывает ребенка, сохраняющего свои биологические признаки. В результате через некоторое время дети начнут приобретать симптомы болезней небиологических родителей.
Обнаружено, что приемные дети всегда приобретают болезни воспитывающих их семей. Это очевидно опровергает некоторые законы наследственности.

Нас интересует, как зарождается и как действует негативная психология. Причина негативной психологии заключается в организмической фрустрации, в неосознанной неудовлетворенности, от которой страдает определенный субъект. Речь идет о фрустрации, которая стремится компенсировать недостающие субъекту элементы.

Например, возьмем девушку, которая не удовлетворена в половой жизни или не смогла когда-то выйти замуж за человека, которого очень любила. Таким образом, на данный момент в отношениях со своим партнером она остается неудовлетворенной, эмоционально и эротически фрустрированной.

Или предположим, что женщину ожидала блестящая карьера, которая по какой-то причине не осуществилась. Оскорбленная в своей гордости, в своих амбициях, она начинает «вкладывать» себя в своего сына или дочь. Механизмы проекции или переноса очень реальны, и наш организм переживает их как конкретную реальность.

Например, если эта женщина купает своего ребенка, находясь в ссоре с мужем, то будучи фрустрированной, не удовлетворив свои природные инстинкты, она в момент прикосновения к ребенку передает ему особую форму эротизма, не отдавая себе в этом отчет. Она может быть абсолютно фригидной со взрослым мужчиной, но, обладая эротизмом, будет передавать его, не ведая того, своему ребенку. Таким образом, мать делает малыша своим соучастником, объектом компенсации ее латентной фрустрации, и передает ему аффект, эротизм, непропорционально большой для него. Ребенок привыкает к чему-то чрезмерному. Вместо того чтобы получать то, что ему необходимо на данный момент, он в избытке получает аффект и эротизм.

Когда ребенок вырастает, он лишается того интенсивного потока чувств, который привык получать в детстве. Воспитывая его, мать дает ему слишком много, исходя из собственной потребности, а не из реальной потребности роста нормального, здорового человека. Мать любит согласно собственной потребности, вследствие чего ребенок формируется в соответствии с этой потребностью чужого организма, а не с собственной идентичностью. Со временем устанавливается захват, основанный на желании обладания со стороны матери. Личность ребенка будет развиваться в соответствии с ее фрустрацией, а его «Я» получит ошибочную информацию. В процессе взросления ребенка мать будет любить его и воспитывать зависимым от себя.

Я помню одну мать, двенадцатилетний сын которой страдал аутизмом, был умственно отсталым и вел себя, как животное. Я попробовал оставить его у себя на 10 дней и уже заметил первые признаки улучшения, но после посещения матери, он опять превратился в животное. У его матери были и другие дети, но она целиком отдала себя заботе именно об этом ребенке. Она не желала иметь половых отношений ни со своим мужем, ни с кем-либо еще. В результате при встрече с ней ребенок начинал мастурбировать: в его поведении открыто проявлялся инстинкт, подавленный сознанием матери.

Итак, негативная психология рождается во фрустрированном человеке, который при этом пытается помогать другим. В соответствии с фундаментальным биологическим законом сначала необходимо позаботиться о себе, а потом уже о других. Закон природы гласит: «Сначала должен жить я, тогда я смогу давать другим». Если же я испытываю сильную неосознанную потребность в эмоциональной энергии, а сам пытаюсь в то же время помогать другим, то, на самом деле, я оказываюсь в роли вампира.

Этот психический вампиризм осуществляется под видом сострадания, любви, заботы, самоотречения, то есть в любой форме псевдоматеринской опеки: к вампиризму склонны люди, которые еще нуждаются в удовлетворении собственных потребностей.

Если проанализировать многие случаи, касающиеся бедных людей, то можно часто услышать фразу, внешне выражающую величайшую любовь: «Кроме моего ребенка, мне ничего не нужно. В нем вся моя жизнь». Большая часть научных исследований наделяет святостью обычный вампиризм. Его излюбленными жертвами в семейном кругу оказываются наиболее чувствительные и одаренные дети, потому что в них больше всего жизненной энергии, они наделены большим.

Следует подчеркнуть, что речь идет о совершенно обычном явлении, встречающемся повсеместно.

Когда у вас повреждена одна рука, другая, повинуясь инстинкту, немедленно приходит ей на помощь. Тот, кто сильнее, помогает тому, кто в затруднении, и это прекрасно, потому что помогающий растет. Проблема заключается в другом: когда человек, еще не достигший самореализации и необходимого уровня здоровья, пытается помогать другому человеку, полагая, что любит его, то он ограничивает, душит и опустошает его.

Необходимо заняться изучением этих явлений, потому что мы, взрослые люди, обладаем рациональным сознанием и способны выбирать людей, с которыми хотим быть рядом, в отличие от беззащитного ребенка, который оказывается в семье в качестве объекта.

Для того чтобы прекратить проявление психического вампиризма, обычно достаточно выбрать один из двух подходов.

1) Привести зависимого, пассивного субъекта к осознанию необходимости стать независимым. Иногда можно встретить ситуацию, когда один человек внешне очень спокоен, терпеливо выслушивает проблемы остальных, а тот, кто рядом с ним, много говорит, рассказывает. Тот, кто молчит, как бы создает вампирическое поле, чтобы питаться болью человека, который доверяется ему. Это может быть какой-нибудь старый больной дядюшка, к которому приходят за советом его племянники. Он кажется очень хорошим, осуществляя одну из форм психического вампиризма.
Трудность заключается в том, что пассивный субъект всегда добровольно открывается и становится предрасположенным к вампиризму. Очень часто он любит и защищает негативную личность, которая превалирует над ним. Негативный человек может «захватить» только при условии, если зависимый изнутри станет доступным и открытым. Это захват на основе внутреннего доверия. Любой из нас может находиться рядом с негативным человеком без какого-либо регресса: негативная психология действует до тех пор, пока существует вера и любовь со стороны пассивного субъекта.

2) Привести негативную личность к ответственности. Такому человеку надо открыто и спокойно объяснить, что он, не желая зла, забирает энергию другого, и ему следует отдавать себе в этом отчет.
В дружеских, семейных отношениях и очень часто в отношениях пары можно встретить замечательных людей, которые пребывают под сильнейшим аффектом со стороны своей старой бабушки, парализованного дяди или преподавателя-инвалида. Их образы, следы можно обнаружить в жертвах даже после их смерти. Существуют переходы психического эротизма от взрослого к ребенку, обмен эротическими эмоциями. Например, если взять на руки ребенка, то вы сразу почувствуете его, а он вас. А теперь представьте, что чувствует парализованный человек, когда берет ручку внучки или внука.

Секрет многих ошибочных отношений внутри семейного контекста заключается в «общей постели». Но в соответствии с моралью никто не должен думать что-то плохое по этому поводу, потому что тот, кто думает плохо - испорченный человек. Но психолог должен быть непосредственным и точным, то есть объективным. Его не должна интересовать мораль. Существует большая проблема, связанная с изменением общественного сознания, но психологи должны быть аналитиками для того, чтобы понять объективность ситуации.

Сущность негативной психологии заключается в том, что человек, стремящийся делать другому добро, отдавать свою любовь, на самом деле, истощает, «обкрадывает» любимого человека. Это явление можно встретить в любой сфере жизни, включая экономическую и профессиональную.

Предположим, у директора предприятия есть секретарь, по общему мнению, отличный работник. Он работает днем и ночью, не выходит из конторы, остается работать сверхурочно, во всем себе отказывает ради успехов своего начальника. Однако путем анализа фактов и интерпретации снов удается установить, что преданный секретарь является крайне негативной личностью. Будучи неспособным занять позицию лидера, он ассимилируется с личностью настоящего лидера и живет зависимостью от него. И, как ни странно, наступает момент, когда дела фирмы начинают идти на спад.

То же самое случается в отношениях между студентами. Один студент рассказал мне следующее: «Раньше я учился успешно и сдавал все экзамены. Но потом я стал заниматься вместе с другом, который был отстающим студентом. Теперь он отлично сдает все экзамены, а мои результаты стали гораздо хуже». Это еще один пример психического вампиризма как повседневного явления. Достаточно знать, что это существует, и относиться к таким фактам следует рационально, не делая сенсации из мифов, традиций и черной магии.

Я помню женщину, которую все считали святой, потому что она первой бежала помогать туда, где случалось какое-нибудь несчастье, начиналась какая-нибудь эпидемия. Я спросил ее: «А вы ходили хоть раз на свадьбу или на какой-нибудь другой праздник, где люди смеются и развлекаются?» Она ответила: «Никогда». Как может принести радость другим людям тот, кто не знает, что такое радость? Эта женщина питается горем, ей нужны несчастья других, чтобы чувствовать себя великой. Для многих это — святость, а для меня – психический вампиризм. Когда вокруг этой женщины не окажется несчастных, она умрет.

Поэтому нужно быть внимательным и всегда проверять тех, кто преисполнен желания творить добро. Согласно принципам природы и жизни первый закон — позаботиться о себе самом, давать другим можно только от избытка самого себя. Здоровый, зрелый человек способен любить, давать, помогать не для того, чтобы получить что-то в ответ, а совершенно бескорыстно. Если же любят, потому что нуждаются в любви, запускается в действие механизм компенсации.

Лучшие деревья приносят лучшие плоды. В семейной жизни родители должны, прежде всего, думать о себе, тогда и дети вырастут нормальными, поскольку и они глубинно нуждаются в самих себе, потому что ребенок уже представляет собой отдельный, самостоятельный закон, и наша любовь к нему может проявляться в уважении к его природе и эгоизму.

Потребность компенсировать существующую фрустрацию вносит в структуру личности ребенка искаженную информацию. Впоследствии ребенок обнаружит в себе структуру «Я», чуждую его собственному организму, потому что она сформировалась исходя из потребностей матери, дяди и других людей, но не его собственных. В этом и заключается принцип, определяющий явление негативной психологии со всеми известными нам последствиями.

Растения и животные тоже могут переживать негативную ситуацию или ситуацию монитора отклонения.
В результате чего у некоторых животных (собак, кошек, птиц, змей) или различных растений может проявляться аномальное поведение, разрушительное по отношению к человеку. Животные могут испытывать негативное влияние по двум причинам. Во-первых, если они тотально преданы своему хозяину с сильной негативной психологией, тогда животное (или растение) является подобно зеркалу отражением своего хозяина, психосоматизируется и психоплазмируется его негативным семантическим полем. В другом случае, животное (или растение) после смерти хозяина может автоматически стать носителем приобретенной негативной психологии, как будто неся злость первого хозяина. Речь идет о том, чтобы понять то, что парапсихические ситуации вторжения, обсессии, психология вуду – являются конкретными фактами.

Между человеком и животными также существует язык общения: животное всегда выражает бессознательное своего хозяина. Этим я не хочу сказать, что человек, живущий в согласии с растениями и животными, совершенен и позитивен. Можно лишь утверждать, что этот человек витален по отношению к растениям и животным. Нужно еще доказать, витален ли он по отношению к людям.

Животные, о которых я говорил выше, подобны осадкам негативного магнетизма. Их можно распознать, поскольку вместо животных интересов и целей они преследуют намерения, не свойственные природе животных. Например, они настойчиво смотрят на человека или следуют за ним. Наш организм испытывает небольшое отвращение, но животное остается, подобно внешней навязчивой идее. То же самое может проявиться с растением, подаренным каким-то близким человеком (бабушкой, подругой и т.п.). Наша логика говорит нам, что это всего лишь растение, но бессознательное восприятие показывает, что это еще какое-то присутствие помимо самого растения. Через какое-то время человек, ухаживающий за этим растением или животным, заболевает или у него снижается жизненный тонус: негативное воздействие достигает своей цели.

В качестве примера из общей культуры я бы привел фильм А. Хичкока «Птицы». Животные часто используются как элементы человекоубийства. Вспомним также фантастику, где часто животные и растения становятся частью диалектики убийства. В Апокалипсисе и священных писаниях зачастую говорится о негативных животных, как о воплощении дьявола. Мы можем объяснить все это как психическую патологию.

Во всех великих религиях, даже у древних язычников, существовали особые обряды, защищающие от вторжения негативных животных. Часто в наших снах, а также при неврозах и фобиях, появляются животные. В этих случаях необходимо проанализировать, идет ли речь о символе или о реальности. В любом случае, все это возможно и является частью обычной, каждодневной психологии всех людей.

Категория: Цитаты из А.Менегетти | Добавил: kava (21.06.2011)
Просмотров: 6411 | Рейтинг: 4.6/8